Кыргызский Государственный Технический Университет им. И. Раззакова

Геология каустобиолитов и экология


Кадровый состав кафедры.

 

Кафедра «Геология каустобиолитов и экологии» 

Кафедра «Экология  и  рациональное  использования  природных  ресурсов»  образована  в 1996 году, на базе Кызыл – Кийского  филиала  Кыргызского  Горно-металлургического института. В 2009 году, была  переименована в кафедру «Геология каустобиолитов и экологии» в целях  развития и совершенствования подготовки квалифицированных кадров с высшим образованием для нефтегазовой отрасли Республики.

Деятельность кафедры осуществляется на основе Государственных образовательных стандартов профессионального высшего образования  и Положения о кафедре высшего учебного заведения Кыргызской Республики.

Основной  целью  деятельности  кафедры является подготовка студентов бакалавриата и специалитета  в соответствии с требованиями внутреннего и внешнего рынка труда. В процессах стратегического развития кафедры предполагается усиление внимания проблемам технологии образования. Планируется обновление учебно-методических материалов, создание новых по форме и содержанию учебников и учебных пособий, использование компьютерных программ обучения для аудиторной и самостоятельной работы, развитие навыков исследовательской деятельности студентов. В этом плане  проведена разработка программ новых учебных курсов по выбору студентов и ориентированных на новые технологии. Реализовывается  программа обучения ППС разнообразным технологиям образования.

Кафедра «ГКиЭ» ведет подготовку по следующим  направлениям  и  специальностям:

630001 Прикладная геология,  профиль:  Геология нефти и газа (специалист)

630100 Прикладная геология, профиль: Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых скважин (бакалавр).

630400 Нефтегазовое дело, профиль: Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых скважин (бакалавр).

     Современная геология – мега наука, включающая изучение огромного количества дисциплин: геофизика, геохимия, минералогия, тектоника, петрография. Такое разнообразие предметов требует соответствующего профессорско-преподавательского состава. Решает данную проблему руководство филиала как всегда, максимально используя ресурсы ВУЗа и предприятий нефтяной отрасли республики.

Кадровый состав кафедры.

            Высокий уровень обеспеченности кадровым потенциалом, благоприятные психолого-педагогические условия и позитивные тенденции общественного спроса к подготовке инженерных кадров, на основе которого разрабатываются цели, задачи, направления и перспективы развития кафедры.

  1. Шамшиев Орунбай Шамшиевич- д.г-м.н., профессор кафедры
  2. КуйчиевАсадуллоСулайманович– к.т.н., заведующий кафедрой
  3. КасымовМейманбекАрекеевич – к.г-м.н., ст.преп.кафедры
  4. Пшенова Ирина Николаевна – ст.преп.кафедры. 
  5. МахамаджановИсраилАкрамович – ст.преподаватель кафедры
  6. АбдубаитовКазимАтабекович - ст.преп.каф.
  7. Машарипова Лилия  Фахратдиновна - преп.кафедры

 

Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется путем переподготовки и  повышения квалификации, внедрением передового педагогического опыта, проведением научно-технических, научно-педагогических конференции, и семинаров. 

Материально-техническая база кафедры

За кафедрой закреплены 9 кабинетов: 2 лекционных кабинета, минералогический музей, химическая и газо-аналитическая лаборатории, 2 компьютерных класса, 3 аудитории, кабинет кафедры. Общая площадь составляет 276 кв.м.

Все аудитории оборудованы необходимым инвентарем. При проведении лекционных занятий применяется мультимедийное оборудование, для проведения практических работ имеются образцы горных пород и минералов, учебные карты, наглядные пособия (Петрографические полированные шлифы) , действующие макеты: «Промысловый сбор и подготовка нефти и газа», «Фациально-литологический пояс предгорной равнины», Макет участка нефтегазовый промысел, Макет «Буровая вышка».

Также при проведении практик используется Буровой станок ЗИФ -650,  Буровой станок СБУ-100 Г.

Стратегия развития кафедры

Миссия кафедры (предназначения) -  подготовка квалифицированных, конкурентоспособных специалистов геологов-нефтяников  с учетом компетентностного подхода к образовательному процессу в соответствии с  образовательными  стандартами.

 
Стратегическая цель развития кафедры - достижение максимально возможного качества подготовки специалистов по  специальностям: 630100 «Прикладная геология «геология нефти и газа», 630400 «Нефтегазовое дело» по дисциплинам, закрепленным за кафедрой, с учетом процессов формирования компетенций. Обеспечить динамику возрастания качества посредством введения образовательных инноваций. 
Перспективы развития кафедры непосредственно связаны со стратегией развития , филиала,  университета и стратегическими программами развития МОН КР. 

Исходной основой стратегического планирования кафедры служит анализ внутреннего состояния: высокий уровень обеспеченности кадровым потенциалом, благоприятные психолого-педагогические условия и позитивные тенденции общественного спроса к подготовке инженерных кадров, на основе которого разрабатываются цели, задачи, направления и перспективы развития кафедры и филиала, определяются миссия и философия, строятся конкретные планы практических мероприятий.
           Для стратегического планирования за основу приняты следующие нормативно-правовые документы:
-Закон Кыргызской Республики «Об образовании» ; .
-Долгосрочные планы функционирования и развития филиала и университета КГТУ им. И.Раззакова.


Виды профессиональной деятельности выпускников:

       Научно-исследовательская – в научно-исследовательских институтах и научно-производственных геологических организациях, научно-аналитических центрах, осуществляющих исследования и планирование в области геологии нефти и газа и нефтегазового дела.

      Производственная и проектная – в производственных и проектных организациях, осуществляющих геологоразведочные и эксплуатационные работы на нефть и газ, разрабатывающих проекты освоения месторождений углеводородов, сервисные буровые компании, предприятия нефтегазодобычи, в управлениях буровых работ, на предприятиях капитального ремонта скважин, на нефтегазодобывающих предприятиях.

Организационно-управленческая - в геологических управлениях и департаментах, вертикально-интегрированных нефтегазовых компаниях, на предприятиях малого и среднего бизнеса, создающих и развивающих собственное дело в области поисков и разведки углеводородного сырья.

   Практика

     Еще недавно геология переживала кризис – слабо финансировались полевые работы, у студентов не было возможности прохождения производственной практики. Сегодня ситуация меняется. Администрация института заключает договора с организациями, готовыми не только принять студентов на стажировку, но и обеспечить им сбор материалов для курсовых и дипломных проектов, оплатить работу. Также, при проведении практик используется Буровой станок ЗИФ -650,  Буровой станок СБУ-100 Г, находящиеся на балансе филиала КГТУ им. И.Раззакова. Также при проведении практик используется Буровой станок ЗИФ -650,  Буровой станок СБУ-100 Г.                      

Возможности трудоустройства.

Инженер по специальности «Разработка и эксплуатация нефтя­ных и газовых месторождений» может работать в управлениях буровых работ, на предприятиях капитального ремонта скважин, на нефтегазодобывающих предприятиях, в управлениях по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин, в управлениях забуривания боковых стволов скважин, в МЧС (по ликвидации аварий; фонтанная служба по ликвидации последствий аварий), в службах по подземному ремонту скважин, в проектных, научно-исследовательских институтах, на предприятиях транспорта угле­водородного сырья и т. д.

 

 

Разработка и утверждение программ кафедры

630100  «Прикладная геология»

 

Образовательные программы разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов и соответствует миссии вуза.

ООП ВПО по направлению 630100 «Прикладная геология»  представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную на основе государственного образовательного стандарта высшего образования  по соответствующей специальности. Образовательная программа содержит четко сформулированные, документированные и опубликованные цели и ожидаемые результаты обучения.

В КГТУ имеются правила разработки и утверждение образовательных программ, соблюдение их норм, на которые ориентируется филиал. Разработка образовательной программы 630100  «Прикладная геология» осуществляется в соответствии с Положением об основной образовательной программе направлений подготовки бакалавров и магистров Кыргызского государственного технического университета им. И.Раззакова.(https://kstu.kg).

ООП ВПО по направлению 630100 «Прикладная геология» регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению  и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, модулей, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной, квалификационной практики, академический календарь, график учебного процесса и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной программы.

ООП  разработан  с участием заинтересованных лиц: обучающих, работодателей,  с учетом анализа имеющихся условий и ресурсов филиала, специфики  образовательной деятельности, также учитывались ключевые положения реализуемой образовательной программы, запросы практиков.

Целями образовательной программы по направлению 630100 «Прикладная геология»  являются:

  • обеспечение комплексной и качественной подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в сфере техники и технологии, связанных с развитием минерально-сырьевой базы на основе изучения Земли и ее недр, с целью прогнозирования поисков, разведки и эксплуатации твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых;
  • получение высшего профессионально профилированного (на уровне бакалавра), образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;
  • получение специалистов, отвечающих требованиям современных условий инновационного развития экономики Кыргызстана, для удовлетворения потребностей топливной, металлургической, химической промышленности, строительства.
  • в области воспитания личности целью ООП ВПО по направлению 630100 «Прикладная геология» подготовки бакалавров является формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышения общей культуры, стремление  к самореализации  и самосовершенствования в профессии в рамках непрерывного образования.

 

Результаты полного освоения ООП определяются сформированными у выпускника компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Полный состав обязательных общенаучных (ОК), инструментальных компетенций (ИК), социально-личностных компетенций (СЛК). профессиональных (ПК) и компетенций выпускника (для установленных ООП видов деятельности) как совокупный ожидаемый результат (Таблица 1) .

Таблица 1

Компетенций выпускника как совокупный ожидаемый результат

обучения по завершению освоения ООП ВПО по направлению

630100 «Прикладная геология»

Код компетенции

Название компетенции

Краткое содержание компетенции

ОК

Общенаучные компетенции

ОК-1

  Владеть целостной системой научных знаний об окружающем мире,      способен ориентироваться в ценностях жизни, культуры

 

ОК-2

Способен использовать базовые положения математических /естественных/ гуманитарных/ экономических наук при решении профессиональных задач

ОК-3

Способен приобретать новые знания с большой степенью самостоятельности с использованием современных образовательных и информационных технологий

ОК-4

Способен понимать и применять традиционные и инновационные идеи, находить подходы к их реализации и участвовать в работе над проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности

ОК-5

Способен анализировать и оценивать социально-экономические и культурные последствия  новых явлений в науке, технике и технологии, профессиональной сфере

ОК-6

Способен на научной основе оценивать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности

ИК

Инструментальные компетенции

ИК-1

Способен воспринимать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения.

 

ИК-2

Способен логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь на государственном и официальном языках.

ИК-3

Владеть одним из иностранных языков на уровне социального общения.

ИК-4

Способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации.

ИК-5

Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером, как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах.

ИК-6

Способен участвовать в разработке организационных решений.

СЛК

Социально-личностные компетенции

СЛК-1

Способен социально взаимодействовать на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлять уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений.

СЛК-2

Умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.

СЛК-3

Способен проявлять готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, способен занимать активную гражданскую позицию .   

СЛК-4

Способен использовать полученные знания, необходимые для здорового образа жизни, охраны природы и рационального использования ресурсов.

СЛК-5

Способен работать в коллективе, в том числе над междисциплинарными проектами.

ПК

 

Профессиональные компетенции

общепрофессиональные

ПК-1

 Способен ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом особенностей рыночной экономики, самостоятельно вести поиск работы на рынке труда, Владеть методами экономической оценки научных исследований, интеллектуального труда.

ПК-2

Способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения , в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

ПК-3

 Способен работать в качестве руководителя подразделения, лидера группы

Сотрудников, формировать цели команды, принимать решения в ситуациях

Риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь

Сотрудникам.

ПК-4

 Способен организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований.

ПК-5

Демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности,

стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности.

 

ПК-6

Способен проводить самостоятельно или в составе группы научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания.

ПК-7

Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

ПК-8

Способен применять основные методы, способы и средства получения, хранения и обработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

ПК-9

Владеть основными методами защиты производственного персонала и

населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных

бедствий.

ПК

Производственно- технологическая деятельность.

ПК-10

Использовать теоретические знания при выполнении производственных, технологических и инженерных исследований в соответствии со специализацией.

ПК-11

 Выбирать технические средства для решения общепрофессиональных задач и  осуществлять контроль за их применением.

ПК-12

 Проводить геологические наблюдения и осуществлять их документацию на объекте изучения.

ПК-13

Осуществлять привязку своих наблюдений на местности, составлять схемы, карты, планы, разрезы геологического содержания.

ПК-14

Осуществлять геолого-экономическую оценку объектов изучения.

ПК-15

Осуществлять геологический контроль качества всех видов работ геологического содержания на разных стадиях изучения конкретных

Объектов.

ПК-16

Применять правила обеспечения безопасности технологических процессов, а  также персонала при проведении работ в полевых условиях, на горных предприятиях, промыслах и в лабораториях.

ПК-17

Применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды.

ПК

проектно - изыскательная  деятельность

ПК-18

Подготавливать и согласовывать геологические задания на разработку

Проектных решений .

ПК-19

Использовать знания методов проектирования полевых и камеральных

геологоразведочных работ, выполнения инженерных расчетов для выбора

технических средств при их проведении.

ПК-20

Проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический и

функционально-стоимостной анализ эффективности проектов.

ПК-

научно-исследовательская деятельность

ПК-21

Способен устанавливать взаимосвязи между фактами, явлениями, событиями и формулировать научные задачи по их обобщению.

ПК-22

Способен изучать, критически оценивать научную и научно-техническую

информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований геологического направления.

ПК-23

Способен планировать и выполнять аналитические, имитационные и

экспериментальные исследования, критически оценивать результаты

исследований и делать выводы.

ПК-24

Способен проводить математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований.

 

ПК-25

Подготовить данные для составления обзоров, отчетов и научных

публикаций.

ПК

организационно-управленческая деятельность

 

ПК-26

Определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов.

 

ПК-27

Организовывать работу исполнителей, находить и принимать

управленческие решения в области организации и нормировании труда, готовность быть лидером.

ПК-28

Составлять техническую документацию реализации технологического

процесса (графики работ, инструкции, планы, сметы, заявки на материалы, оборудование и т.п.), а также установленную отчетность по утвержденным формам.

ПК-29

Проводить анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений, оценивать и изыскивать для профессиональной деятельности необходимое ресурсное обеспечение.

ПК-30

Управлять проектами.

 

Профессиональная занятость. Одним из направлений государственной политики является своевременное пополнение минерально-сырьевой базы в необходимых объемах. Следует отметить, что существует дефицит кадров в области поисков и разведки месторождений  на Юге Кыргызстана(где сконцентрированы основные запасы полезных ископаемых). Здесь находится единственный Вуз(филиала КГТУ) по подготовке кадров данного профиля. Можно смело утверждать, что на рынке труда инженеры-геологи являются наиболее востребованными. В Южном регионе расположены предприятия по производству цемента, ртути, сурьмы, по добыче угля, что решает вопрос по трудоустройству выпускников. Территориальное расположение (граница с Узбекистаном, Таджикистаном)  позволяет осуществлять набор студентов на направление по «Прикладной геологии», где специалисты данного профиля востребованы.

Трудоустройство выпускников       

Выпускники кафедры  работают на горнорудных, угольных, нефтегазодобывающих, нефтегазоперерабатывающих и других предприятиях нашей Республики и  стран СНГ. Они также успешно могут работать  в научно – исследовательских организациях и учебных заведениях.

В настоящее время трудоустроены 80 % выпускников кафедры «ГКиЭ»