Кыргызский Государственный Технический Университет им. И. Раззакова

История


ИСТОРИЯ КОЛЛЕДЖА

Наименование организации. Политехнический колледж Кыргызского государственного технического университета им. И.Раззакова.

Дата основания. 15.06.2000 год. Политехнический колледж КГТУ им. И. Раззакова (далее Колледж), ранее Отделение среднего профессионального образования, образован в КГТУ Приказом МОНиК КР № 403/1 от 15.06.2000 года на основании закона КР «Об образовании», указания руководителя Администрации Президента КР№ 18-1168 от 06.06.2000 года  и приказа КТУ № 78 от 29.07.2000 года. Решением Ученого совета КГТУ им. И. Раззакова протокол № 7 от 31.03 2011 г. и приказом ректора КГТУ № 1/61  от 24.04.2013 г. учреждение «Отделение среднего профессионального образования» переименован  в учреждение «Политехнический колледж Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова».

Сфера деятельности. Образовательная деятельность в сфере среднего профессионального образования (СПО) по кредитной технологии со сроком обучения — 2 года 10 мес. на базе 9 кл. и на базе 11 кл. – 1 год и 10 мес. по очной форме обучения. На  право ведения  образовательной деятельности имеются лицензии и приложения к ним по 18 специальностям.   

Колледж является структурным подразделением КГТУ со статусом юридического лица. От 15.05.2008 г. получено свидетельство о государственной регистрации на право осуществления образовательной деятельности, выпускает специалистов для сферы быта и услуг. Согласно Перечня специальностей СПО КР, выпускникам по окончании обучения в колледже присваиваются квалификации: «техник», «технолог»,  «модельер–конструктор», «техник–электрик», «техник–механик».

Учредителем колледжа является КГТУ им. И. Раззакова. Первым директором ОСПО - Политехнического колледжа КГТУ была д.т.н., профессор Иманкулова А.С., затем исполняла обязанности директора Сатарова А.С., а в настоящее время возглавляет колледж к.т.н., доцент Турусбекова Н.К.

  • В 2000 году были открыты 3 специальности: «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» (ТОР), «Конструирование и технология швейных изделий» (КТШИ), «Парикмахерское искусство и декоративная косметика» (ПИ). Кадровый состав  включал  2 штатных  преподавателя и всего обучалось 45 студентов  на базе 11 классов.
  • В 2002 году состоялся первый выпуск  32-х студентов по специальностям «ТОР» – 10 человек,  «КТШИ» – 12 человек, «ПИ» – 10 человек. 
  • В 2003 году была открыта новая специальность «Конструирование и технология изделий  меховой одежды и головных уборов». Кадровый состав к тому времени достиг 11-и  штатных преподавателей.
  • В 2005 году в соответствии с новыми образовательными стандартами  специальности были переименованы на «Моделирование и конструирование швейных изделий», «Парикмахерское искусство», «Моделирование и конструирование изделий из меха». В свою очередь, были внедрены и новые учебные планы.
  • В 2010 году впервые организован набор  на базе 9-х классов средней школы, а также открыта новая специальность «Электроснабжение (по отраслям)».
  • В 2013 году первоначальная аббревиатура ОСПО  переименована  в нынешнее название - Политехнический колледж КГТУ им. И. Раззакова.
  • В 2013 году открыты специальности: 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (ТОРАТ); 190701 «Организация перевозок и управление на   транспорте (по  видам транспорта за исключением  воздушного транспорта)» (ОПУТ); 261203 «Полиграфическое производство» (ПП); 210402 «Средства связи с подвижными объектами» (ССПО); 210406 «Сети связи и системы коммутации» (СССК).
  • В 2015 году открыты еще 8 специальностей: 140210 «Гидроэлектроэнергетические установки» (ГЭУ); 140206 «Электрические станции, сети и системы» (ЭССС); 140603 «Электрические машины и аппараты» (ЭМА); 230110 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» (ТОСВТиКС); 260901 «Технология швейных изделий» (ТШИ); 280105 «Защита в чрезвычайных ситуациях» (ЗЧС); 150413 «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании» (ТЭОТОП); 151001 «Технология машиностроения» (ТМ).

Поскольку экономика Республики испытывает потребность в высококвалифицированных кадрах, имеющих практический опыт, колледж реализует модель непрерывного профессионального образования с целью обеспечения преемственности уровней образования СПО и ВПО КР: «колледж–вуз». Выпускники колледжа имеют возможность продолжать обучение в вузах по ускоренной программе. В связи с этим учебный процесс нацелен на углубленное освоение предметов по программам, разработанным преподавателями колледжа совместно с преподавателями профильных кафедр КГТУ в соответствии новых ГОC СПО КР, основанных на модульно-компетентностном подходе. Программы подготовки специалистов среднего звена согласовываются с профильными  кафедрами КГТУ и работодателями, что позволяет привести в соответствие профессиональную подготовку выпускников и профессионально-квалификационные требования работодателей. 

В современных условиях развития нашей республики Политехнический колледж КГТУ им. И.Раззакова ориентирован на усиление лидирующих позиций в качестве одного из ведущих учебных заведений СПО КР технического направления. Реализация основных профессиональных образовательных программ СПО осуществляется в соответствии с миссией колледжа. В настоящее время в колледже обучаются около 1500 студентов из всех регионов Республики, из стран СНГ и дальнего зарубежья. За годы работы ОСПО - Политехнического колледжа КГТУ подготовлено более 2200 дипломированных специалистов.

Динамика приема абитуриентов в колледж за последние годы стабильно растет: 2010 г. — 180 студентов; 2011 г. – 210 студентов; 2012 г. – 212 студентов; 2013 г. – 232 студента; 2014 г. – 481 студентов; 2015 г. – 671 студентов, 2016 г. – 648 студентов; 2017 г. – 672 студентов; 2018 г. – 616 студентов; 2019 г. – 549 студента. .

Динамика трудоустройства выпускников показывает, что более 20 – 30% выпускников поступают в высшие учебные заведения для продолжения обучения по избранной специальности. Свыше 60% выпускников трудоустраиваются по специальности, что по годам составляет: 2010 г. – 70%; 2011 г. – 80%; 2012 г. – 65%; 2013 г. – 83%, 2014 г. – 87%, 2015 г. – 88%, 2016 г. – 74%, 2017 г. – 82%, 2018 г. – 82%.

Практика студентов колледжа является составной частью ОПОП СПО и  проводится  в соответствии  с ГОС  СПО, утвержденными  рабочими  учебными  планами,  графиком учебного процесса и академкалендарем. Практика осуществляется на основе договоров, в соответствии с которыми указанные предприятия предоставляют студентам места для прохождения практик.  Всего имеется  более 120 договоров с предприятиями страны.

Социальные партнеры. Надежными социальными партнерами колледжа являются:   ОТРК г. Бишкек, ТРК Эхо Манаса, Сары-Озон, ЭлТР ОТРК, ОсОО «Эфор Бишкек ЛТД», ОАО РПО РМТР, ОАО «Кыргызтелеком», «Nikai», «Patriot KG», «Райс», телерадиомастерские, ОсОО «Деском», ОсОО «Алтын тамга», ОсОО «Дасмедиа», ОсОО «БизнесФормат», ОсОО «Турар», Алкан Каросер ЛТД, полиграфический комплекс ST art LTD, ИЦ «Текник», ОсОО «Издательский дом Санам», типография «Print express», ОсОО «Альмерин», ОсОО «Полиграфбумресурсы», ОАО «Учкун», издательский дом «Калем», ОАО «Токмокская типография», ОсОО «Kirland», ОсОО Автомат–Радиатор, ОАО «Акжолтой», ОсОО Рем Электро Сервис, ОсОО «Азо-Элита», Дом моды «Дильбар», дизайн – студия «КAN – fashion», швейное объединение ОсОО «Александра», швейная компания «Руссоль», швейная компания «E-line moda», ОсОО «Фабертекс», швейная фабрика «Назик», ателье «Елена», «Жылдыз»,  «Каприз», «Бермет», «Көктөм», швейное предприятие «Текстим»,   швейное предприятие «Панины», ШП «Минбаева З.У.», частные цеха, салоны красоты «Алета», «SP Ledu», «Клеопатра», салоны «Этуаль», «Пери», ОсОО «Студия Данияр», автобаза ДЗ,  ОсОО «Азиямоторс», ОАО «Северэлектро»,  АРЭС, Западный РЭС, Восточный РЭС, Сокулукский РЭС,  Токтогульский ГЭС, ТЭЦ г. Бишкек, Ат-Башинский РЭС, ОсОО «Бийик KG»,  Ала-Буканский РЭС, ОАО «Востокэлектро», Тонский РЭС, Чолпон-Атинский РЭС, ОсОО « Рем электро  сервис», Таласский РЭС и УЭС, Ташкумырский  ГЭС, Кеминский РЭС, ОАО «Бишкек теплосеть», Курпсайская ГЭС, Таласский ПВЭС  и многие др.

Преподавательский состав. На сегодняшний день в колледже работают около 151 сотрудников, из них более 110 преподавателей по контракту, в том числе 64 штатных преподавателей, по совмещению из профильных кафедр КГТУ - 34 (с учетом внутреннего совмещения из университета) и по совместительству из производств 14 преподавателей.   Среди ПС 5 кандидатов наук,  2 отличника образования КР,  1 заслуженный энергетик СНГ, 1 отличник энергетики и промышленности КР, 14 имеют  второе высшее образование,  18 аспирантов, 7 магистров,  выпускники вузов ближнего зарубежья (Московского автомобильно-дорожного государственного  технического университета, Московского технического университета связи и информатики, Ленинградского института легкой промышленности, Ивановского текстильного института, Ленинградского высшего военно-политического училища противовоздушной обороны, Национального исследовательского Томского политехнического университета, Московского НИИ бетона и железобетона при ГОСстрое России, Алма-Атинского Энергетического института, Ташкентского текстильного института, Самаркандского высшего военного автомобильного командного училища)  и  ведущих вузов Кыргызстана.

 100% преподавателей имеют высшее профессиональное образование. Базовое образование ПС соответствует профилю специальности. Состав педагогического коллектива стабилен: до 5 лет – 43%, 5-15 лет – 46%, свыше 15 лет – 18%. Средний возраст преподавателей - 39 лет.

Материально-техническая база. Материально-техническая база колледжа располагается на территории КГТУ.  Колледж  имеет в оперативном управлении  отдельный  учебный корпус, учебно-производственную швейную мастерскую, учебно-лабораторный центр, также пользуется лабораторными базами кафедр университета. Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лекционных, практических и лабораторных занятии предусмотренных учебным планом. 

Прием в колледж осуществляется на конкурсной основе. Условия конкурса гарантируют соблюдение прав граждан в области образования и обеспечивают зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ среднего профессионального образования. Основным средством установления уровня знаний и способностей поступающего являются вступительные испытания в форме бланочного тестирования. Абитуриенты, поступающие на базе 9-го класса и на базе 11-го класса (не имеющие сертификаты Общереспубликанского тестирования) проходят внутреннее тестирование по следующим предметам: математика, физика (химия), язык (русский или кыргызский).

Организацией своевременной информации и консультации  студентам колледжа  по выбранной образовательной траектории, карьерным возможностям занимается Профориентационный центр колледжа в целях повышения качества профориентационной работы, в задачи которого входят оказание профориентационных  услуг учащимся школ,   популяризация колледжа и его специализаций, разработка  и внедрение новой модели профориентационной работы, основанной на личностных ориентациях выпускников школ и спроса рынка труда с целью более качественного набора первокурсников, совершенствование связи с социальными партнерами. Работа  профориентационного центра в колледже ведется согласно утвержденного плана,  которая предусматривает различные формы работы со всеми группами населения, как школьного возраста, так и взрослого населения и  направлена на создание условий для осознанного выбора ими будущей специальности.

30 января 2014 года утверждена Стратегия развития Политехнического колледжа КГТУ им. И. Раззакова на период 2014 – 2020 годы в соответствии со Стратегией развития образования КР на 2012 – 2020 годы и Стратегией развития КГТУ на период 2014 – 2020 годы, где определены миссия, стратегические цели и задачи колледжа, использующиеся в качестве основы для планирования по всем направлениям деятельности, постановки целей и задач на всех уровнях и составления детального плана мероприятий с учетом актуализации стратегии, целей, организационной структуры колледжа.

Миссия, цели и задачи колледжа соответствуют имеющимся ресурсам: человеческие ресурсы, образовательная среда (учебно-методический процесс, образовательные технологии, воспитательный процесс) финансовые и информационные ресурсы, инфраструктура университета (подразделением которого является колледж), которые в совокупности обеспечивают потенциальные возможности колледжа и удовлетворяют требования рынка труда. Стратегия развития колледжа охватывает все уровни управления, ключевые процессы его жизнедеятельности, перспективные направления и ориентирована на достижение миссии. Разработан детальный план мероприятий по реализации данной Стратегии развития колледжа, согласно которого составляется годовой план по направлениям деятельности колледжа.

Одним из важных направлений работ согласно Стратегии развития колледжа является совершенствование образовательного процесса. В этом направлении колледж для реализации планов по внедрению системы оценки качества профессионального образования в колледже  запланировал следующее: 

1. Развитие открытой системы информирования об образовательных услугах, обеспечивающих своевременное обновление, достоверность информации и доступность.

2. Проведение внутреннего мониторинга качества обучения по всем дисциплинам общеобразовательного и профессионального блоков;  мониторинг трудоустройства выпускников по специальности как показателя качества образовательных услуг; мониторинг удовлетворенности работодателей и населения доступностью и качеством образовательных услуг.

3. Разработка и реализация системы оценки качества образовательной деятельности педагогического коллектива.

4. Разработка и совершенствование контрольно-оценочных средств УМК дисциплин, программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с модульно-компетентностным подходом ГОС СПО КР.

5. Участие работодателей в экспертизе аттестационных материалов, критериев оценки и в процедурах промежуточной и итоговой государственной аттестации выпускников колледжа.

6. Создание нового поколения учебно-методических комплексов (УМК) для обеспечения образовательного процесса, отвечающего требованиям стандарта нового поколения.

 7. Привлечение работодателей в качестве преподавателей спецкурсов, что позволило бы усилить адаптационный потенциал выпускников на современном рынке труда и повысить их шансы на эффективное трудоустройство и становление профессиональной карьеры.

 8. Разработка авторских педагогических технологий.