Кыргызский Государственный Технический Университет им. И. Раззакова

История института


 

С началом второй великой отечественной войны в 1941 году, эвакуированные с западных областей Советского Союза заводы и фабрики положили начало создания машиностроительной отрасли в Киргизской ССР. В послевоенные годы развитие машиностроения республики не могло продолжаться без соответствующего притока на предприятия инженерных кадров, достаточное количество которых мог дать отечественный вуз, которым и стал созданный в 1954 году — Фрунзенский политехнический институт. В этом же году 26 ноября вместе с институтом создается и механико-технологический факультет.

Чтобы развивать машиностроительную отрасль и легкую промышленность республики руководство Фрунзенского политехнического института приняло решение от 21 июля 1955 года разделить механико-технологический факультет на две отдельные и самостоятельные структуры – механический и технологический факультеты. С 4 октября 1976 года механический факультет обрел новое название и стал именоваться механико-машиностроительным факультетом.  С 11 марта 1991 года факультет получил название – машиностроительный, а 14 сентября 1999 года факультет транспорта и машиностроения.

В результате объединения трех вузов КГТУ им. И. Раззакова, КГУСТА им. Н. Исанова и КГГТУ им. Асаналиева факультет стал институтом Транспорта и робототехники.

Первым деканом возглавившим факультет стал известный ученый в области теории механизмов и машин – к.т.н., доцент Потоцкий М.Г. После него в разные годы факультетом руководили известные ученые из разных областей технических наук:

  • доцент Калинкин В.А. — специалист в области сельхозмашиностроения (1958-1962 гг.),
  • к.т.н., доцент Бударин И.Т. — известный ученый в области металловедения (1962-1970 гг.),
  • д.т.н., профессор Дворников Я.Т. — член-корр НАН КР, ученый в области теория механизмов и машин (1970-1974 гг.),  
  • к.т.н., доцент Гладилов Ю.С. — специалист в области обработки металлов давлением (1974-1986 гг.),
  • к.т.н., доцент Ким В.К. – специалист в области технологии машиностроения (1986-1988 гг.), 
  • д.ф-м.н., профессор Абдрахманов С.А. — ученый в области механики твердого деформируемого тела (1988-1992 гг.),
  • к.т.н., доцент Абакиров С.А. – специалист в области автомобильного транспорта (1992-2004 гг.),
  • д.т.н., профессор Тургумбаев Ж.Ж. — специалист в области дорожно-строительных машин (2004-2006 гг.),
  • к.т.н., доцент Джумакадыров Ш.Дж. специалист в области горного машиностроения (2006-2010 гг.).

В настоящее время институт транспорта и робототехники возглавляет – доктор технических наук, профессор, академик Инженерной академии Кыргызской Республики (ИА КР),  академик Международной Академии Педагогического образования (МАНПО), Почетный автотранспортник КР  Маткеримов Таалайбек Ысманалиевич

На протяжении более 50 лет институт был единственным в республике центром по подготовке специалистов в области транспорта и машиностроения. Первой кафедрой, созданной в 1954 г., стала кафедра «Технология металлов». Годом позднее были организованы кафедры: «Инженерная графика», «Детали машин» и «Общетехническая кафедра». По мере развития народного хозяйства Киргизской ССР и в силу географической специфики республики, где до 98% перевозок осуществлялись автомобильным транспортом, для поддержания его в роботоспособном состоянии, техническое обслуживание и ремонт нужны были инженерно-технические кадры. В 1955г. во ФПИ сделан первый набор на специальность «Автомобильный транспорт», специальная кафедра «Автомобильный транспорт» была организована в 1957 году.

            Начальные годы работа факультета и кафедр были направлены на создания: учебных лабораторий и оснащением их необходимым оборудованием и инструментом, измерительной аппаратурой, методическим оснащением, учебно-воспитательного процесса и мн. др. Большая помощь факультету и кафедрам в приобретении необходимой учебной, учебно-методической и научной документации были оказаны передовыми родственными кафедрами Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов Советского Союза. Вследствие интенсивного развития машиностроения в республике и в частности таких ее отраслей как станкостроение и инструментальное производство возникла необходимость создания специальных кафедр путем отделения их от кафедры «Технология машиностроения». В результате были открыты кафедры «Металлорежущие станки» 1964г., «Металлорежущие инструменты» 1970г., «Метрология и стандартизация» - 1973 г.

Политические и экономические условия в республике, связанные с распадом СССР и повышение к переориентации машиностроительных производств, сделали нецелесообразным наличие узкоспециализированных кафедр, что и привело к их объединению. В результате в состав кафедры «Технология машиностроения» вошла кафедра «Технология металлов» (1995 г.) и курс «Обработка материалов и инструменты» (2005 г.) с расформированной каф. «Металлорежущие инструменты». 

Кафедра “Инженерная графика” была создана в 1954 году. В организации и становлении кафедры значительные заслуги имели заведующие кафедрой: Чукубаев А.А., Акерман З.М., к.т.н., доцент Тарнопольский И.Р. и другие. 

Кыргызстан является горной республикой, и подавляющая часть перевозок осуществляется автомобильным транспортом, а также с возникновением таких крупных предприятий, как «Автосборочный завод» и «Кыргызавтомаш» в 1957 году на факультете основана профилирующая кафедра «Автомобильный транспорт».

В связи с развитием автомобильных специальностей приказом Министерство народного образования Кир. ССР в 1970г. кафедра «Автомобильный транспорт» была разделена на две: «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей» и «Автомобили и автомобильные двигатели».

В 1982 году кафедры были переименованы в «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Эксплуатация автомобильного транспорта».  Данные кафедры заключили договора автозаводом ЗИЛ им. Лихачева г. Москва, Горьковским автозаводом ГАЗ, Ульяновским автозаводом (УАЗ), Заволжским моторным заводом (ЗАЗ) и Камским автозаводом (КАМАЗ) по проведению производственных практик, что позволило значительно повысит практическую подготовку инженерных кадров для транспортной отрасли народного хозяйства республики. Эти заводы, в целях поддержки материальной базы производили капитальный ремонт транспортных средств ФПИ. 

В 1969 году была организована кафедра “Автоматизация технологических процессов” и непрерывно осуществляет выпуск инженеров-электромехаников по специальности “Автоматизация и комплексная механизация машиностроение”.  В настоящее время кафедра «АиР» готовит инженеров-бакалавров и магистров по автоматизации систем, машин и механизмов, для модернизации, разработки математических и программных системы по направлении «Автоматизация технологических процессов и производств» и «Мехатроника и робототехника».

В 1980 году факультет начал обучение иностранных студентов, в 1985 году состоялся первый выпуск восьми кубинских инженеров-механиков. Только для Кубы подготовлено более 50 специалистов, получивших высокую оценку на родине. Обучались студенты из Индии, Афганистана, Нигерии, Боливии, Перу, Непала и других стран.

В 1988 году в целях обеспечения средних школ республики учителями трудового обучения и ССУЗов начата подготовки по специальность 03.02. «Труд» и 1991 году была создана кафедра «Инженерная педагогика», заведующим кафедрой был назначен к. т. н., профессор Кененсариев К.С. С 1998 года готовит преподавателей по специальности 550.800. «Профессиональное обучение» (по отраслям) с квалификацией «инженер - педагог».

После распада Советского Союза из-за общего сокращения количества студентов в 1991 году было принято решение объединить 2 кафедры в одну «Автомобильный транспорт». 

В целях удовлетворения потребностей в специалистах для транспортной отрасли Кыргызской Республики и повышения качества подготовки, а также совершенствования учебного процесса в 2003 году была организована кафедра «Менеджмент на транспорте» путем выделения из кафедры «Автомобильный транспорт». Кафедру менеджмент на транспорте возглавляли д.т.н., проф. Давлятов У.Р., Торобеков Б.Т. Атабеков К. К. В 2015 году кафедра «Менеджмент на транспорте» была переименована на кафедру «Организация перевозок и безопасность движения». На базе кафедры организован Учебно-научно-технический центр автодорожного транспорта (УНТЦ АТ) с 4 учебными автомобилями.

Единственная кафедра в Кыргызстане, готовящая специалистов для медиа и издательской индустрии кафедра «Полиграфия», открылась в 2006 году на факультете.  Выпускники кафедры трудятся внутри страны и за рубежом для различных издательствах, средствах массовой информации, рекламных фирмах и агентствах.

В истории факультета было подготовлена с выше 1000 специалистов из зарубежных стран, таких как Куба, Афганистан, Боливия, Индия, Непал, Перу, Пакистан.

На сегодняшний день Институт Транспорта и Робототехники является одним из ведущих центров среди ВУЗов в странах СНГ, а также в Кыргызстане по подготовке высококвалифицированных кадров в области транспорта и машиностроения. В 2010 году вошел в состав Международной Ассоциации Автомобильного и Дорожного образования (МААДО), где числятся более 300 вузов стран дальнего и ближнего зарубежья. В 2012 году было проведено выездное заседание МААДО в г. Бишкек, на базе КГТУ им. И. Раззакова с участием представителей более 40 вузов СНГ. Заседание было проведено по инициативе директора ИТР и заведующих кафедрами. Организовано и проведено на высоком профессиональном уровне. В 2019 году состоялся X съезд МААДО также на базе КГТУ им. И Раззакова с участием представителей 35 вузов СНГ, куда были приглашены также представители 8 вузов Кыргызстана для обсуждения научно-методических проблем в подготовке кадров автомобильно-дорожной отрасли СНГ. Кроме того, в последние годы, международные связи института стали развиваться по линии Российского-Кыргызского консорциума технических университетов (РККТУ). Ежегодно проводятся международные конференции молодых ученых и студентов, а также в отдельном формате профессорско-преподавательского состава членов вузов РККТУ, таких как МАДИ, СибАДИ, ОмГУПС, «Военмех» и т.д. этими же вузами осуществляется мобильности студентов и преподавателей.