История института. Развитие машиностроения республики не могло дальше продолжаться без соответствующего притока на предприятия инженерных кадров, достаточное количество которых мог дать отечественный вуз, которым и стал созданный в 1954 году — Фрунзенский политехнический институт. В этом же году вместе с институтом создается и механико-технологический институт.
Чтобы обеспечить квалифицированными кадрами машиностроительную отрасль и легкую промышленность республики, руководство Фрунзенского политехнического института приняло решение от 21 июля 1955 года разделить Механико-технологический факультет в две отдельные и самостоятельные структуры – механический и технологический факультеты. С 4 октября 1976 года механический факультет обрел новое название Механико-машиностроительный факультет. С 11 марта 1991 года факультет получил название – машиностроительный. С 14 сентября 1999 года и по 2022 года институт назвался –факультет транспорта и машиностроения (ФТиМ). С 2022 года в настоящее время называется – Институтом транспорта и робототехники.
Первым деканом, возглавившим факультета стал известный ученый в области теории механизмов и машин – к.т.н., доцент Потоцкий М.Г.
В настоящее время Институт транспорта и машиностроения возглавляет – доктор технических наук, профессор, профессор Инженерной академии Кыргызской Республики (ИА КР), профессор Международной Академии Педагогического образования (МАНПО), Почетный автотранспортник КР Маткеримов Таалайбек Ысманалиевич
Первой кафедрой, созданной на институте в 1954 г., стала кафедра «Технология металлов». Годом позднее были организованы кафедры: «Инженерная графика», «Детали машин» и «Общетехническая кафедра». Начальные годы работа факультета и кафедр были направлены на создания: учебных лабораторий и оснащением их необходимым оборудованием и инструментом, измерительной аппаратурой, методическим оснащением, учебно-воспитательного процесса и мн. др. Большая помощь факульетету и кафедрам в приобретении необходимой учебной, учебно-методической и научной документации была оказана передовыми родственными кафедрами Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов Советского Союза.
В 1970 году кафедра «Автомобильный транспорт» была разделена на 2 кафедры: «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей» и «Автомобили и автомобильные двигатели». В 1982 году кафедры были переименованы в «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Эксплуатация автомобильного транспорта».
В 1969 году была организована кафедра “Автоматизация технологических процессов” и непрерывно осуществляет выпуск инженеров-электромехаников по специальности “Автоматизация и комплексная механизация машиностроение”.
В 1988 году в целях обеспечения средних школ республики учителями трудового обучения и ССУЗов начата подготовки по специальность 03.02. «Труд» и 1991 году была создана кафедра «Инженерная педагогика». С 1998 года готовит преподавателей по специальности 550.800. «Профессиональное обучение» (по отраслям) с квалификацией «инженер - педагог».
В целях удовлетворения потребностей в специалистах для транспортной отрасли Кыргызской Республики и повышения качества подготовки а также совершенствования учебного процесса по приказу ректора №58 от 8 сентября 2003 года была организована кафедра «Менеджмент на транспорте» путем выделения из кафедры «Автомобильный транспорт».
Единственная кафедра в Кыргызстане готовящиеся специалистов для медиа и издательской индустрии кафедра «Полиграфия», открылся в 2006 году на нашем институте. Выпускники кафедры внутри страны и за рубежом для различных издательств, издательских, средств массовой информации, рекламных фирм и агентств работают.
В истории института было подготовлена с выше 1000 специалистов из зарубежных стран, таких как Куба, Афганистан, Боливия, Индия, Непал, Перу, Пакистан.
На сегодняшний день институт транспорта и машиностроения является одним из ведущих центров среди ВУЗов в странах СНГ, а также в Кыргызстане по подготовке высококвалифицированных кадров в области транспорта и машиностроения.