Кыргызский Государственный Технический Университет им. И. Раззакова

История кафедры


Центр  немецкого языка  был основан при Кыргызско-Германском Техническом Институте  в 2014 году. За это время наш немецкий центр стал современным образовательным центром в Кыргызстане с точки зрения методов обучения, организации учебных процессов и возможностей обучения, а также учебных материалов.

Благодаря созданию Центра немецкого языка повысился уровень знаний немецкого языка студентов, что дает им возможность участвовать в образовательных программах Германских вузов.

С сентября 2014 по январь 2017 года ЦНЯ  заведовала Светлана Лундгрен. В становление и  развитие ЦНЯ внесли большой вклад доценты Ромашова З.Н., Абдукаримова З.А., преподаватель Таджиева Ж.А. В ЦНЯ работали представители Германских, Швейцарских и Австрийских образовательных программ: Корнелия Гаучи-Холенштейн, Катя Тевс, Геральд Зиглер, Ив Таушвиц.

  1. Общая характеристика кафедры

«Центр  немецкого языка» (ЦНЯ) является одним из ведущих кафедр Кыргызко-Германского технического института КГТУ им. И. Раззакова, которая представляет собой сильный коллектив преподавателей, отобранных по строгим профессиональным критериям при участии группы экспертов из Германии.  Кроме преподавателей с большим стажем преподавания, кандидатов наук, доцентов, отличников образования, лекторов DAAD на кафедре работают носители языка с хорошим опытом преподавательской деятельности.

 Центр начал свою работу 01.09.2014 года. Он осуществляет преподавание практических курсов немецкого языка для студентов 1 – 3 курсов всех направлений КГТИ, а также для магистрантов и преподавателей и сотрудников КГТУ. Ежегодно кафедрой «ЦНЯ» проводятся экзамены на уровни А1, А2, В1, В2 и С1; в зависимости от результатов экзамена студентам выдается совместный сертификат Центра Немецкого языка и DAAD.

Рабочие программы соответствуют государственным стандартам и представлены как на русском, так и на немецком языке.

Библиотека кафедры «Центр немецкого языка» обладает богатым фондом. В нем более 500 наименований учебных пособий, книг, журналов, газет, аудио- и видеоматериалов, что указано в форме самоаттестации 3.10.1. ЦНЯ тесно сотрудничает с посольством ФРГ в Кыргызской Республике, ежемесячно получает от посольства свежие газеты и журналы. Помимо этого Центр немецкого языка сотрудничает с GIZ и ZfA в Бишкеке, состоит в контакте с крупнейшими издательствами Германии, такими как «KLETT», «Langenscheidt», «Hueber», «Cornelsen».

В области разработки учебных планов и методик преподавания немецкого языка «ЦНЯ» сотрудничает с DAAD (Германская служба академических обменов),  ÖSD (Австрийский языковой диплом), Goethe-Institut (Гете-Институт).

Центр самостоятельно нашел минимально-необходимое для его полноценной  работы техническое оборудование, в том числе 7 аудиопроигрывателей, 3 подержанных копировальных аппарата, 1 подержанный компьютер и 2 принтера.

Стратегия развития Центра немецкого языка и ее реализация

  • В условиях интеграции нашей страны в мировую экономику актуальной задачей современной высшей школы становится  разработка концепции языкового образования, ориентированной на владение специалистом одним или двумя иностранными языками. 
                Особенно остро сейчас стоит вопрос о языковой подготовке специалистов высшей квалификации – инженеров в технических университетах, которые призваны развивать и ускорять технический прогресс. В настоящее время обучение иностранному языку в качестве средства общения между специалистами разных стран мы понимаем не как чисто прикладную задачу обучения языку специальности. Современный университетский специалист – это широкообразованный человек, имеющий фундаментальную подготовку. Соответственно иностранный язык для специалиста такого рода – и орудие производства, и часть культуры, и средство гуманитаризации образования.
  •  В основе стратегии развития Центра немецкого языка лежит концепция языкового образования в неязыковом вузе, которая  исходит из следующих принципов:
  •  1.Формирование и развитие профессионально-ориентированной иноязычной  компетенции выпускников технического  университета не является самоцелью. Оно направлено на реализацию как традиционных принципов университетского образования (фундаментальность, системность и систематичность, соединение теоретической подготовки с практической), так и инновационных образовательных программ, технологий, форм и методов организации образовательного процесса.
  • 2.Углубленная языковая подготовка на  специальностях КГТИ, выработка навыков профессионально-ориентированного общения на немецком языке, составляет прагматическую компетенцию.  Прагматическая компетенция предполагает способность использования языковых средств в определенных функциональных целях в соответствии со схемами профессионального взаимодействия.
  • 3.Формирование и развитие межкультурной компетенции, предполагающей сформированность специальных знаний, умений, навыков специалиста, его профессиональных мотивов, способностей, личностных установок, с помощью которых он может успешно осуществлять сотрудничество с партнерами из других культур в профессиональном контексте.
  • Овладение данными компетенциями создает основу для развития профессионализма (продуктивных способов действий) и мастерства (гибкости, мобильности, адаптивности к новым ситуациям), предполагает интеграцию личности в систему мировой и национальных культур.
  • Цель концепции развития кафедры – определить стратегию действий для решения следующих задач:
  • - развитие общих организационных направлений работы кафедры;
  • - совершенствование кадрового потенциала;
  • - расширение организационных, научных и методических форм образовательной деятельности;
  • - предоставление студентам дополнительных условий для языковой подготовки;
  • - обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов со знанием немецкого языка;
  • Реализация данных целей и задач базируется на следующих принципиальных позициях:
  • - Профессиональная направленность деятельности
  • - Развитие навыков самостоятельной работы
  • - Использование современных методик
  •  - Гибкость в обучении
  • Реализация данных целей и задач позволит
  • ·         повысить конкурентоспособность выпускников технического университета;
  • ·         будет соответствовать современной философии образования,  что в условиях сближения систем образования европейских стран при формировании единого европейского образовательного пространства обозначает – от обучения в формате “teaching” к формату “learning” (не человека «учат», а человек «учится»);
  • ·         будет способствовать академической мобильности преподавателей и студентов.
  • Центр немецкого языка осуществляет подготовку студентов КГТИ  по немецкому языку в соответствии с учебными планами специальностей  является вспомо­гательной, не выпускающей кафедрой.
  • Стратегия развития предусматривает обучение всем видам речевой деятельности в комплексе, необходимом для:
  •  устного общения в сфере профессиональной деятельности;
  •  чтения специальной литературы и материалов периодической печати с извлечением профессионально релевантной информации;
  •   деловой переписки и ведения документации с применением современных средств коммуникации;
  •  написания различного рода письменных работ в профессионально-ориентированной сфере (резюме, доклада, реферата, эссе) в результате творческого осмысления и содержательно-стилистического анализа аутентичных материалов.

 

2. Общие направления развития ЦНЯ

  • В русле данной стратегии для совершенствования учебного процесса и повышения качества языковой подготовки в своем развитии ЦНЯ намерен придерживаться следующих направлений научно-практической деятельности:
  • ·         научно-методическая деятельность;
  • ·         учебно-методическая деятельность;
  • ·         организационно-методическая деятельность;
  • ·         воспитательная деятельность
  • ·         совершенствование кадрового потенциала и повышение квалификации
  •  Научно-методическая деятельность
  • В организации НИР  планируется выделить два основных направления: (1) общекафедральная тема посвящена изучению проблем разработки, обоснования и реализации целостной системы языкового образования для улучшения результативности обучения студентов иностранному языку и  (2) индивидуальные исследования преподавателей, изучающих различные языковые аспекты.
  • Научная концепция кафедры – система внедрения менеджмента качества на основе изучения методологических основ обучения, развития мониторинга качества обучения, привлечения новых технологий лингводидактики, а именно: профессионально-ориентированных методик (деловые языки, иностранные языки для специальных целей, методики развития автономного обучения, личностно-ориентированные методики.
  • Результаты научной работы ЦНЯ планируется отражать в научно-методических публикациях, в выступлениях преподавателей кафедры на научно-практических конференциях разного уровня, внедрять научные разработки кафедры в учебный процесс.

 

 

Учебно-методическая деятельность

  •       Разработка и утверждение основных образовательных программ вуза для бакалавриата, магистратуры, включая:
  • - учебные планы,
  • - рабочие программы учебных курсов и дисциплин,
  • - календарный учебный график,
  •  -методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии
  • - другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
  • а именно:
  • Ø      Подготовка, издание и обновление пособий по курсам и специализациям.
  • Ø      Подбор  оригинального аутентичного материала, что позволит изучать иностранный язык по разным уровням подготовленности студентов.
  • Чтобы достичь нового качества языкового образования, необходимо разработать новые методико-технологические подходы к организации образовательного процесса. Наиболее важными из них, на наш взгляд, являются следующие:
  • ·          использование международного опыта разработки инновационных  языковых курсов, сочетающих в себе теоретические и практические  аспекты;
  • ·          обучение преподавателей в рамках повышения квалификации современным методикам преподавания с использованием новых технологий и программных продуктов.
  •  Организационно-методическая деятельность
  • Совершенствование учебного процесса осуществляется путем внедрения новых форм обучения при сохранении  хорошо зарекомендовавших себя традиционных форм обучения. Это:
  • ·         Активные методы обучения иностранному языку;
  • ·         Интенсивные формы обучения;
  • ·         Использование ролевых и деловых игр;
  • ·         Организация учебного материала в виде модулей;  участие в модульно-рейтинговой системе оценки знаний студентов;
  • Существенную роль в обеспечении эффективности учебного процесса играют контролирующие функции, которые позволяют повысить контроль над учебной деятельностью. Совершенствование форм и методов контроля  знаний должна способствовать возможности оценить качественную сторону знаний студентов.
  • Здесь можно выделить:
  • ·         Текущий контроль;
  • ·         Итоговый (сессионный) контроль качества подготовки;
  • ·         Контроль сдачи задолжностей; 

 

 

 

 Совершенствование кадрового потенциала кафедры и повышение квалификации

  • С целью совершенствования кадрового потенциала ЦНЯ намерен:
  • 1.      Проводить кадровую политику, направленную на привлечение в штат постоянных квалифицированных со­трудников.

2.      Обучение преподавателей современным методикам преподавания с использованием новых технологий и программных продуктов на краткосрочных курсах в рамках повышения квалификации.

3.      Организовать на базе кафедры постоянно действующий учебно-методический семинар по обмену опытом в организации учебного процесса между преподавателями кафедры.

4.      Поддерживать творческое сотрудничество с языковыми кафедрами других ведущих ВУЗов  страны.

 

 Техническое оснащение

  • В распоряжении ЦНЯ имеются в настоящее время кабинет 2-421 для преподавателей и  учебные  кабинеты 2-303, 2-404, 2-501, 2-507, 2-609 с набором наглядных пособий, качественных магнитофонов, 2 компьютера, 2 ноутбука, принтер, а также фоно- и видеотеку, обеспечивающую в целом проведение практических и лабораторных работ в объеме, предусмотренном учебными планами.
  • Для просмотра видеофильмов на иностранных языках используются телевизор и DVD-плейер в аудиториях 2-501, 2-303, а также проектор в аудитории 2-404.

     

     

     

     

     

    (копия 1)

    1. Анализ кадрового потенциала

     

      На кафедре «Центр немецкого языка» на основных курсах работают 12 преподавателей. Имеются 1 должность (одна ставка) для вспомогательного состава, 1 кандидат филологических наук. В целом на кафедре работают 2 доцента, 3 старших  преподавателя, 7 преподавателей и 1 специалист. Как уже было выше сказано, среди преподавателей есть 2 отличника образования.

    Кроме того, на курсах для преподавателей и сотрудников КГТУ задействованы еще три преподавателя ЦНЯ с почасовой нагрузкой через Отдел науки и повышения квалификации: на уровне А1 – Токтосунова Ш.Т., А2 – Барбашева М.С.,  В1 – Абдылдаева Г.М.

    Сотрудники  Центра немецкого языка являются выпускниками Кыргызского Национального Университета им. Ж. Баласагына, Бишкекского Гуманитарного Университета им. К. Карасаева,  Ошского Государственного Университета, Алматинского института иностранных языков, Казахского Университета международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, Свободного университета г. Берлина, ИГУ им. Тыныстанова.

       Преподаватели регулярно участвуют в конкурсах и семинарах DAAD, получают стипендии Гете-Института и Высшей технической школы им. Бойта для повышения квалификации в ведущих университетах Германии (форма 3.2.5.). Они занимаются наукой и работают над статьями (форма 3.9.3.). Принимают участие в конференциях и семинарах.