Кыргызский Государственный Технический Университет им. И. Раззакова

История кафедры


Центр  немецкого языка  был основан при Кыргызско-Германском Техническом Институте  в 2014 году. За это время наш немецкий центр стал современным образовательным центром в Кыргызстане с точки зрения методов обучения, организации учебных процессов и возможностей обучения, а также учебных материалов.

Благодаря созданию Центра немецкого языка повысился уровень знаний немецкого языка студентов, что дает им возможность участвовать в образовательных программах Германских вузов.

С сентября 2014 по январь 2017 года ЦНЯ  заведовала Светлана Лундгрен. В становление и  развитие ЦНЯ внесли большой вклад доценты Ромашова З.Н., Абдукаримова З.А., преподаватель Таджиева Ж.А. В ЦНЯ работали представители Германских, Швейцарских и Австрийских образовательных программ: Корнелия Гаучи-Холенштейн, Катя Тевс, Геральд Зиглер, Ив Таушвиц.

Общая характеристика кафедры

«Центр  немецкого языка» (ЦНЯ) является одним из ведущих кафедр Кыргызко-Германского технического института КГТУ им. И. Раззакова, которая представляет собой сильный коллектив преподавателей, отобранных по строгим профессиональным критериям при участии группы экспертов из Германии.  Кроме преподавателей с большим стажем преподавания, кандидатов наук, доцентов, отличников образования, лекторов DAAD на кафедре работают носители языка с хорошим опытом преподавательской деятельности.

 Центр начал свою работу 01.09.2014 года. Он осуществляет преподавание практических курсов немецкого языка для студентов 1 – 3 курсов всех направлений КГТИ, а также для магистрантов и преподавателей и сотрудников КГТУ. Ежегодно кафедрой «ЦНЯ» проводятся экзамены на уровни А1, А2, В1, В2 и С1; в зависимости от результатов экзамена студентам выдается совместный сертификат Центра Немецкого языка и DAAD.

Рабочие программы соответствуют государственным стандартам и представлены как на русском, так и на немецком языке.

Библиотека кафедры «Центр немецкого языка» обладает богатым фондом. В нем более 500 наименований учебных пособий, книг, журналов, газет, аудио- и видеоматериалов, что указано в форме самоаттестации 3.10.1. ЦНЯ тесно сотрудничает с посольством ФРГ в Кыргызской Республике, ежемесячно получает от посольства свежие газеты и журналы. Помимо этого Центр немецкого языка сотрудничает с GIZ и ZfA в Бишкеке, состоит в контакте с крупнейшими издательствами Германии, такими как «KLETT», «Langenscheidt», «Hueber», «Cornelsen».

В области разработки учебных планов и методик преподавания немецкого языка «ЦНЯ» сотрудничает с DAAD (Германская служба академических обменов),  ÖSD (Австрийский языковой диплом), Goethe-Institut (Гете-Институт).

Центр самостоятельно нашел минимально-необходимое для его полноценной  работы техническое оборудование, в том числе 7 аудиопроигрывателей, 3 подержанных копировальных аппарата, 1 подержанный компьютер и 2 принтера.

Стратегия развития Центра немецкого языка и ее реализация

  • В условиях интеграции нашей страны в мировую экономику актуальной задачей современной высшей школы становится  разработка концепции языкового образования, ориентированной на владение специалистом одним или двумя иностранными языками. 
                Особенно остро сейчас стоит вопрос о языковой подготовке специалистов высшей квалификации – инженеров в технических университетах, которые призваны развивать и ускорять технический прогресс. В настоящее время обучение иностранному языку в качестве средства общения между специалистами разных стран мы понимаем не как чисто прикладную задачу обучения языку специальности. Современный университетский специалист – это широкообразованный человек, имеющий фундаментальную подготовку. Соответственно иностранный язык для специалиста такого рода – и орудие производства, и часть культуры, и средство гуманитаризации образования.
  •  В основе стратегии развития Центра немецкого языка лежит концепция языкового образования в неязыковом вузе, которая  исходит из следующих принципов:
  •  1.Формирование и развитие профессионально-ориентированной иноязычной  компетенции выпускников технического  университета не является самоцелью. Оно направлено на реализацию как традиционных принципов университетского образования (фундаментальность, системность и систематичность, соединение теоретической подготовки с практической), так и инновационных образовательных программ, технологий, форм и методов организации образовательного процесса.
  • 2.Углубленная языковая подготовка на  специальностях КГТИ, выработка навыков профессионально-ориентированного общения на немецком языке, составляет прагматическую компетенцию.  Прагматическая компетенция предполагает способность использования языковых средств в определенных функциональных целях в соответствии со схемами профессионального взаимодействия.
  • 3.Формирование и развитие межкультурной компетенции, предполагающей сформированность специальных знаний, умений, навыков специалиста, его профессиональных мотивов, способностей, личностных установок, с помощью которых он может успешно осуществлять сотрудничество с партнерами из других культур в профессиональном контексте.
  • Овладение данными компетенциями создает основу для развития профессионализма (продуктивных способов действий) и мастерства (гибкости, мобильности, адаптивности к новым ситуациям), предполагает интеграцию личности в систему мировой и национальных культур.
  • Цель концепции развития кафедры – определить стратегию действий для решения следующих задач:
  • - развитие общих организационных направлений работы кафедры;
  • - совершенствование кадрового потенциала;
  • - расширение организационных, научных и методических форм образовательной деятельности;
  • - предоставление студентам дополнительных условий для языковой подготовки;
  • - обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов со знанием немецкого языка;
  • Реализация данных целей и задач базируется на следующих принципиальных позициях:
  • - Профессиональная направленность деятельности
  • - Развитие навыков самостоятельной работы
  • - Использование современных методик
  •  - Гибкость в обучении
  • Реализация данных целей и задач позволит
  • ·         повысить конкурентоспособность выпускников технического университета;
  • ·         будет соответствовать современной философии образования,  что в условиях сближения систем образования европейских стран при формировании единого европейского образовательного пространства обозначает – от обучения в формате “teaching” к формату “learning” (не человека «учат», а человек «учится»);
  • ·         будет способствовать академической мобильности преподавателей и студентов.
  • Центр немецкого языка осуществляет подготовку студентов КГТИ  по немецкому языку в соответствии с учебными планами специальностей  является вспомо­гательной, не выпускающей кафедрой.
  • Стратегия развития предусматривает обучение всем видам речевой деятельности в комплексе, необходимом для:
  •  устного общения в сфере профессиональной деятельности;
  •  чтения специальной литературы и материалов периодической печати с извлечением профессионально релевантной информации;
  •   деловой переписки и ведения документации с применением современных средств коммуникации;
  •  написания различного рода письменных работ в профессионально-ориентированной сфере (резюме, доклада, реферата, эссе) в результате творческого осмысления и содержательно-стилистического анализа аутентичных материалов.

 Общие направления развития ЦНЯ

  • В русле данной стратегии для совершенствования учебного процесса и повышения качества языковой подготовки в своем развитии ЦНЯ намерен придерживаться следующих направлений научно-практической деятельности:
  • ·         научно-методическая деятельность;
  • ·         учебно-методическая деятельность;
  • ·         организационно-методическая деятельность;
  • ·         воспитательная деятельность
  • ·         совершенствование кадрового потенциала и повышение квалификации