История кафедры


Кафедра «Эксплуатация транспортных и технологических машин» (ЭТТМ) была организована как выпускающая кафедра 4 июля 2017 года приказом ректора №1/105. Она организована объединением кафедр «Эксплуатация транспортных средств» и «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование» которые имели многолетнюю историю. Со дня организации, кафедрой заведует академический советник Инженерной академии Кыргызской Республики, академик международной академии транспорта (г. Москва), доктор технических наук, профессор Суюнтбеков Ислам Эсенкулович.

В 1992 году на базе строительного факультета, инженерно-строительного и архитектурного факультетов ФПИ был образован Кыргызский архитектурно-строительный институт (КАСИ). В 1998 году Указом Президента КР КАСИ преобразован в Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры (КГУСТА). Во исполнение Указа Президента Кыргызской Республики УП №243 от 18.07.2022 г. «О мерах по повышению потенциала и конкурентоспособности образовательных организаций высшего профессионального образования Кыргызской Республики» и Постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики №414 от 29.07.2022 г. «О некоторых вопросах реорганизации высших учебных заведений Кыргызской Республики» в связи реорганизацией учреждения «Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова» путем присоединения к нему учреждения «Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова» и учреждения «Кыргызский государственный университет геологии, горного дела и освоения природных ресурсов им. академика У. Асаналиева», были объединены три технических ВУЗов КР и реорганизован КГТУ им. Раззакова.

Приказом ректора КГТУ 1/135 от 01.09.2022 г. на базе Институт строительства и технологий (ИСиТ), образован Кыргызский инженерно-строительный институт им. Н. Исанова (КИСИ) в составе КГТУ им. Раззакова. Кафедра «Эксплуатация транспортных и технологических машин» входит в состав КИСИ им. Н.Исанова.        

Первый набор студентов по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование» был осуществлен в 1965 году  на механическом факультете ФПИ.

9 октября 1968 г. была создана кафедра «Строительные и дорожные машины» (СДМ) в составе инженерно-строительного факультета Фрунзенского политехнического института. Первым заведующим кафедрой был к.т.н., доцент Изаксон Юлий Яковлевич. Основоположниками кафедры СДМ были преподаватели Пак М.С., Тарвит Д.Э., Толстокулаков А.М., Скородумов Б.В., Кныш А.Г., Баканов Б.Т., Вайскранц В.М. и др.

В следующие годы заведующими кафедрами избирались к.т.н., доцент Баканов Б.Т. (1971-77, 1984-85гг.), к.т.н., доцент Горин Ю.Н. (1977-79гг.), к.т.н., доцент  Зубков А.Ф. (1979-1986гг.), к.т.н., доцент Асанов А.А. (1986-92-94гг.), к.т.н., ст. преподаватель Садыров К.А. (1993г.), д.т.н., профессор Тургумбаев Ж.Ж. (1995-2000гг.), к.т.н., доцент Раджапова Н.А. (2000-2003гг.), д.т.н., профессор Фролов И.О. (2003-2009гг.), д.т.н., профессор Асанов А.А. (2009-2017гг.), д.т.н., профессор Суюнтбеков И.Э с 2017 года   до настоящего времени.

Кафедра обеспечена высококвалифицированными специалистами. Кафедра большое внимание уделяет подготовке кадров высшей квалификации. Имеется магистратура, аспирантура и докторантура. Сотрудниками кафедры созданы экспериментальные установки, стенды и макеты по исследованию рабочих процессов транспортных и технологических машин.

 Кафедра осуществляет подготовку бакалавров по направлению:

- 670100 – Наземные транспортно-технологические машины и комплексы,

профиль 1.: - Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудования;

Профиль 2.: Средства аэродромно-технического обеспечения полетов авиации;

Профиль 3.: Технические средства агропромышленного комплекса;

Профиль 4.: Машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды;

Профиль 5.: Транспортно-технологические электромашины и оборудования.

Академическая степень - бакалавр.

 Назначение профилей состоит в организации и обеспечении технического обслуживания, диагностики и ремонта транспортных и технологических машин.

Эта отрасль транспорта по поддержанию работоспособности транспортных и технологических машин является одной из основных в промышленности Кыргызской Республики, стратегически важной для жизнедеятельности страны и получении валютных ресурсов, а специалисты, выпускаемые для этой, одной из немногих развивающихся отраслей, пользуются достаточным спросом на рынке труда и имеют достойную оплату.  

В процессе обучения желающим предоставляется получить рабочую профессию: -Техник - автослесарь;  -Техник - автоэлектирик; -Техник-электросварщик.

Научной проблемой кафедры является: «Повышение эксплуатационной эффективности и совершенствование конструкций транспортных и технологических машин в условиях Кыргызской Республики.                                                                                                                                                            На кафедре имеется: -магистратура, по программе: «Сервис транспортно-технологических машин и комплексов»; -аспирантура и докторантура по специальностиям:

         05.22.10. –Эксплуатация автомобильного транспорта;

         05.05.03. –Колесные и гусеничные машины;

         05.05.04. –Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины.

Цель кафедры: подготовка специалистов по направлению: наземные транспортно-технологические машины и комплексы, воспитание высококвалифицированных кадров.

Миссия кафедры: внесение вклада и служение обществу в сфере образования технического направления.

Проблемой кафедры является: эксплуатация транспортных и технологических машин в соответствии с требованиями нормативно – технических документов; проведение испытаний и определение работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого транспорта и транспортного оборудования и технологических машин и др.

Коллективом кафедры проводятся целенаправленная работа по повышению кадрового потенциала и улучшению материально-технической базы.