Кыргызский Государственный Технический Университет им. И. Раззакова

История кафедры. Рейтинг кафедры.


         История кафедры ведёт своё начало из далёкого 1958 года. Именно тогда во Фрунзенском политехническом институте была создана кафедра «Автомобильные дороги». Первым её заведующим - в 1958-1964 годы - был к.т.н., доц. А.В. Гербрут-Гейбович. В 1964 г. зав. кафедрой стал к.т.н. А.Е. Бельский, который возглавлял её до 1967 года. В коллектив входили в то время: к.т.н., доцент В.П. Чуднецов, Э.И. Шпагина, К.А. Тюлегенов, Г.Ф. Гайдудинов. В 1967-1968 гг. обязанности зав. кафедрой исполнял к.т.н., доц. В.П. Чуднецов. В дальнейшем ею руководили: с 1968 по 1975 годы – к.т.н., доцент Н.Н. Волошенко, с 1975 по 1982 годы – к.т.н., доц. Т.У. Абеков, с 1982 по 1983 годы – преп. А.Н.Ильин, с 1983 по 1992 годы – к.т.н., доц. М.Д. Дуйшеналиев. В 1992-1995, 1996-2002 и 2003-2005 годах кафедрой заведовал к.т.н., доцент Р.С.Картанбаев. В 1995-1996 годах обязанности заведующего кафедрой исполнял к.т.н., доцент А.Т. Тургумбаев.

           В 2002 году кафедра «Автомобильные дороги» была преобразована в кафедру «Автомобильные дороги и строительная механика», которой руководил д.т.н., проф. М.Д. Кутуев. В 2005 году преобразована на кафедру «Автомобильные дороги, мосты и тоннели», заведующим назначается к.т.н., доцент А.Т.Тургумбаев. В 2017 году в целях оптимизации объеденили кафедры «Железные дороги» и «Автомобильные дороги, мосты и тоннели» в кафедру «Автомобильные и железные дороги, мосты и тоннели». С 2006 года кафедрой руководит к.т.н., доцент А.Б.Курбанбаев. На кафедре работают 21 преподавателей, из них 1 доктор наук и 12 кандидатов наук.

           Выпускники кафедры успешно трудятся в различных структурах, подведомственных Министерству транспорта и коммуникаций КР, ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу», Управления ГАИ МВД КР, институте «Кыргыздортранспроект», других предприятиях и организациях. Ряд из них проявили себя не только грамотными специалистами, но и умелыми менеджерами - выросли до руководителей высокого ранга: А.У. Жапаров – Председатель кабинета министров – руководитель администрации президента Кыргызской Республики; Тургумбаев А.А. – зам. министра МТиК КР; Кайынбаев Н.Б. – первый зам. министра МТиК КР; Ашимбеков Т.Н. – директор ПИ «Кыргыздортранспроект»; Солтобаев Т. - экс- зам. министр МТиК КР в данное время начальник МП «Бишкекасфальсервис»;

Н.Сулайманов – экс-министр МТиК КР; Б.Борбиев – полковник МВД, экс-министр МЧС КР; К.А.Мамаев – экс-статс-секретарь МТиК КР; А.А.Досалиев – зам.ген. директор ГП «Кыргызавтожол» МТиК КР; Н.Ж.Маданбеков - к.т.н., и.о. профессора – проректор КГТУ; Р.А.Жумабаев - к.т.н., нач. отдела строительства ГП НК «КТЖ»; М.Ч.Апсеметов - к.т.н., профессор каф. «АиЖД,МТ»; и др.

         На кафедре сформировалась своя научная школа - творческий коллектив единомышленников - ученых, преподавателей, аспирантов, соискателей, которым под силу решение высоких теоретических и научно-практических задач в интересах дорожной отрасли Кыргызстана. Для плодотворной научно – исследовательской работы созданы все условия. В настоящее время кафедра располагает современной материально-технической базой: учебной лабораторией, компьютерным классом, оборудованными спецтехникой аудиториями. Сотрудники кафедры ведут большую научно–исследовательскую работу по многим актуальным направлениям; ими опубликовано большое количество научных статей в журналах Кыргызстана и за рубежом. Подготовка молодых научных кадров осуществляется через аспирантуру, докторантуру и соискательство. В настоящее время на кафедре обучается 13 докторантов, аспирантов и соискателей.

          Научная деятельность кафедры ориентирована на теоретическую разработку оптимизации и совершенствования транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных и железных дорог в сложных условиях высокогорной местности. Научно-практические работы учёных оказывают 

дорожникам важную помощь в принятии эффективных решений при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных и железных дорог.

          Кафедра решала нестандартные практические задачи. Например, с 2009 года, по запросу компании «Нарынгидроэнергострой» было произведено обследование и проведены испытания мостов на автомобильной дороге Бишкек – Ош для осуществления перевозки сверхнормативного груза – рабочего колеса турбины для строящейся ГЭС «Камбар-Ата-2» и ГЭС «Токтогул», транспортировка успешно выполнена, а также сотрудниками кафедры в 2016 году проведено обследование и испытание пяти железнодорожных мостов на южном отделении ГП «НК Кыргыз темир жолу».

           За последние годы опубликовано 5 монографии, более 100 научных статей и св. 20 учебно-методических пособий, получено 4 патента на изобретение; более 15 аспирантов и соискателей защитили кандидатские диссертации.