Кыргызский Государственный Технический Университет им. И. Раззакова

ПОЛОЖЕНИЕ о методической работе в Кыргызском государственном техническом университете им. И.Раззакова


Введение

 

Целью методической работы в вКыргызском государственном техническом университете им .И.Раззакова (далее – КГТУ) – создание условий в современных условиях деятельности системы высшего профессионального образования повышение эффективности и качества учебного процесса на основе комплексного формирования и развития системы методической работы в вузе.

Деятельность методической работы направлена на планирование и решение задач способствующей повышению квалификации профессорско-педагогического состава и сотрудников вуза.

Методическая работа в вузе осуществляется на уровнях кафедры, факультета, института и университета. В организационную структуру методической работы  входит Учебно-методический совет (УМС) университета, Учебно-методические комиссии (УМК) факультетов и институтов, Департамент управления качеством (ДУК), Учебное управление (УУ), издания учебно-методических материалов.

Руководство методической работой в университете осуществляет Учебно-методический совет, который проводит свою деятельность в тесном сотрудничестве с другими подразделениями университета.

Настоящее Положение составлено с учетом требований нормативных документов Министерства образования и науки Кыргызской Республики, определяет основы организации методической работы в Кыргызском государственном техническом университете им .И.Раззакова: организация методической работы в вузе, порядок разработки и утверждение, ответственность учебных структур по обеспечениюучебно-методическими ресурсами, в том числе ЭОР и размещение на ОП, планированиеиздательской деятельности, план издания и доведение его до НТБ

 

1. Общие положения

1.1. Методическая работа в Университете - это планируемая деятельность преподавателей и сотрудников вуза, направленная на освоение и совершенствование существующихформ и методов эффективной организации учебного процесса, а также разработку и внедрение новых форм и методов обучения.

Методическая работа включает в себя комплекс мероприятий которые направленны на обеспечение учебного процесса учебно-методической литературой, повышение квалификации преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы в университете.

1.2. В своей деятельности УМС руководствуется нормативными документами МОиНКР, УМО для высшего профессионального образования МОиН КР, а также Уставом вуза, решениями Ученого Совета, приказами и распоряжениями ректора вуза и настоящим Положением.

1.3. В состав УМС входят: председатель (проректор по учебной работе), начальник УУ, заместитель председателя, секретарь, председатели УМК факультетов и институтов, начальник ОКО.

1.4. Состав УМС университета и УМК факультетов и институтов утверждается приказом ректора.

1.5. Задачи методической работы в вузе являются:

-разработка методологического подхода к организации учебногопроцесса в вузе;

-организация методического обеспечения и сопровождения реализуемых образовательных программ;

-повышение квалификационного уровня и методической работы преподавателей;

-внедрение в учебный процесс инновационных технологий и инновационных форм управления образовательным процессом.

 

1.6. К основным функциям методической работы в вуз относятся:

-разработка и апробация образовательных программ, учебной и учебно-методической документации, формирование планов издания учебной и методической литературы;

-анализ состояния образовательного процесса в вузе; подбор методик оценивания эффективности внедрения инновационных методов обучения;

-обеспечениеучебных структур учебно-методическими ресурсами, в том числе ЭОР и размещение на ОП;

-издательство организационно-методических, учебно-методических и методических материалов.

 

2. Содержание методической работы в вузе

2.1. Методическая работа проводится в форме: учебно-методической работы; научно-методической работы; организационно-методической работы.

2.1.1. Учебно-методическая работа направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, внедрение в него рекомендаций, выработанных в результате выполнения научно-методической работы, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

2.1.2. Целью научно-методической работыявляется перспективное развитие процесса обучения на основе проведения исследований и обобщения передового опыта, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых методов, форм и средств организации и технологии учебного процесса.

2.1.3. Организационно-методическая работа включает мероприятия по управлению методической работой.

2.2.  Основными направлениями работы УМС являются:

- стратегическое планирование и координация учебно-методической работы в вузе;

-мониторинг, анализ и оценка качества учебно-методической работы в вузе;

-содействие в обеспечении кафедр и факультетов нормативно-методическими материалами и рекомендациями МОиНКР и УМО;

- изучение, анализ и распространение передового опыта организации учебно-методической работы;

- изучение и внедрение современных и инновационных технологий в учебный процесс;

-организация и проведение семинаров, конференций и конкурсов по учебно-методической работе;

-разработка и внедрение критериев оценки учебно-методической работы преподавателей и системы стимулирования методической деятельности преподавателей;

-участие в организации и проведении мероприятий по подготовке к лицензированию и аккредитации образовательных программ вуза;

- проведение семинаров, совещаний и конференций по проблемам высшего образования;

         Для выполнения поставленных задач создаются временные рабочие группы. Работа рабочих групп проводится согласно составленным планам и принятым УМС.

 

3. Организация методической работы на кафедре

3.1. Основную методическую работу в вузе выполняются на кафедрах. Методическая работа на кафедре направлена на повышения качества преподавания закрепленных за кафедрой дисциплин, улучшение учебного процесса и его методического обеспечения, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Содержание методической работы кафедры определяется планом работы.

3.2. Методическая работа на кафедре выполняется преподавателями в пределах «правой части» шестичасового рабочего дня. Методическая работа, выполняемая преподавателем в рамках учебно-методической и организационно-методической работы рассматривается как его функциональная обязанность. Эта работа планируется и учитывается в соответствующем разделе индивидуального плана работы преподавателя. Объем и качество методической работы служат одним из главных критериев оценки деятельности преподавателя.

3.3. Помимо методической работы непосредственно по преподаваемой дисциплине, преподаватели могут привлекаться к разработке методических разработок факультетского и общевузовского масштабов, а также к участию в деятельности коллегиальных методических органов.

3.4. Отдельные виды работ по методическому обеспечению учебного процесса выполняются учебно-вспомогательным персоналом кафедры, согласно должностными инструкциями соответствующих лиц и планами работы.

3.5. Методической работой на кафедре руководит заведующий кафедрой, который ежегодно в конце учебного года представляет отчет о результатах кафедральной методической работы. По этим вопросам он подотчетен деканату и ректорату, ученым советам факультета и вуза, методической комиссии факультета.

3.6. Методическая работа на кафедреопределяется следующими основными направлениями: составление плана методической работы кафедры; подготовка и издание учебно-методических указаний и пособий; подготовку рекомендаций к составлению индивидуальных планов преподавателей по соответствующим направлениям методической работы, контроль за ходом выполнения плана методической работы кафедры и индивидуальных планов преподавателей; организацию и контроль их выполнения; разработкатематики и заданий по выпускным работам бакалавров и магистров, курсовых проектов и работ, всех видов практик и самостоятельной работы студентов;составление карт обеспеченности дисциплин учебной и учебно-методической литературой;оценка результатов методической работы и подготовку рекомендаций по ее стимулированию; организацию открытых занятий и взаимных посещений занятий: работу методического семинара, конкурсов, выставок и других мероприятий методического направления;

3.7. Для оказания помощи заведующему кафедрой в руководстве методической работой на кафедрах может создаваться методическая комиссия кафедры или назначаться ответственный за методическую работу из числа наиболее опытных преподавателей.

3.8. Основная документация по методической работе, составленная на кафедре, передается методической комиссии факультета для координации и контроля.

3.9. Организационно-методическая работа на кафедре включает: работа в УМС и УМК; подготовка материалов к заседанию кафедры, УМК, УМС, УС; разработка документов по управлению учебным процессом; участие в организации методических семинаров, конференций, мастер-классов, конкурсов.

3.10. Научно-методическая работа включает: написание, издание, рецензирование учебников, учебных пособий, научно-методических статей и докладов; работа в составе УМС; разработка и внедрение новых образовательных технологий;  планирование повышение квалификации ППС и УВП;

 

4. Организация методической работы на факультете

4.1. Учебно-методическая комиссия на факультете (института) создается с целью реализации планов учебно-методического совета, координации и контроля методической работой кафедр.

4.2. В состав учебно-методической комиссии входить: заведующие кафедрами, ведущие преподаватели. Состав учебно-методической комиссии определяется ученым советом факультета (института) и утверждается деканом факультета или директором института и входит в состав УМС вуза. Учебно-методической комиссией факультета (института) руководит председатель.

Он несет ответственность за состояние этой работы на факультете и подотчетен перед ректоратом, учеными советами факультета, вуза и УМС вуза.

4.3. Учебно-методическая работа факультета ведется в соответствии с годовым планом.

4.4. Основными направлениями деятельности УМК  являются: координация методической работы кафедр в соответствии с планами методической работы; координация и контроль работы кафедр по разработке и поддержанию в актуальном состоянии учебно-методических комплексов дисциплин; участие в разработке новых учебных планов и согласование рабочих программ дисциплин;изучение предложений кафедр по изменению учебных планов и внедрению новых форм обучения, обучения по сокращенной форме и т.д.; обсуждение и рекомендация к изданию методических материалов кафедр факультета (института); контроль за качеством проведения учебных занятий, организации самостоятельной работы студентов и посещение открытых занятий; изучение и распространение лучшего опыта методической работы на кафедрах;

4.5. Работа УМК осуществляется согласно годового плана работы, утвержденного ученым советом факультета (института).

4.6. Члены УМК имеют право: проверять состояние методической работы на кафедрах, посещать учебные занятия преподавателей факультета (института); запрашивать и получать от деканата и кафедр необходимые материалы по учебно-методической работе;

4.7. УМК отчитывается в конце учебного года на заседании ученого совета факультета (института) и представляет отчет о работе УМС вуза. По результатам методической работы вносит предложения руководству УМС о поощрении ППС и сотрудников за весомый вклад в решение основных задач учебно-методической работы на факультете (институте).

 

5. Организация методической работы в вузе

5.1. Методическая работа в масштабе вуза включает: определение главных направлений и проблем этой работы; ее координацию и контроль; руководство всеми структурными подразделениями, выполняющими методическую работу; решение методических проблем межфакультетского и общевузовского уровней и отдельных частных проблем; обеспечение широкого обмена передовым опытом работы и его внедрение; организацию повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

5.2. Руководство методической работой в вузе осуществляет ректор через проректора по учебной работе, который является председателем УМС и непосредственно несет ответственность за организацию и состояние методической работы и периодически отчитывается о ней перед ученым советом вуза.

5.3. В вузе создается учебно-методический совет университета. Разработка и принятие принципиальных решений в области методической работы осуществляется с участием ученого совета вуза. Ученый совет вузаутверждает план методической работы университета, план работы учебно--методического совета вуза, заслушивает отчет о методической работе вуза и о работе учебно-методического совета.

5.4. Координатором методической работы в вузе является Учебное управление (УУ) вуза. Учебное управление сотрудничает с УМС и учебно-методическими комиссиями факультетов (институтов).

5.5. УМСвуза является постоянно действующим совещательным органом, который координирует всю методическую работу в университете, способствует разработке и проведению мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества учебного процесса. В своей работе УМС вуза тесно сотрудничает с учебно-методическими комиссиями факультетов, учеными советами факультетов.

5.6. Задачами УМСвуза являются:

1) определение основных направлений всех видов методической работы в вузе, разработка единых требований к организации методической работы на факультетах и кафедрах;

2) разработка рекомендаций по совершенствованию организации учебного процесса на всех уровнях подготовки и его учебно-методического обеспечения, повышению эффективности педагогической, научной, учебно-методической деятельности преподавателей и студентов, обсуждение и внесение предложений по совершенствованию проектов нормативных правовых документов, касающихся вопросов методического обеспечения;

3) организация и координация работы учебно-методических комиссий факультетов, при экспертизе рабочих учебных планов и рабочих учебных программ с учетом требований государственных образовательных стандартов, рассмотрение и согласование планов учебно-методических комиссий факультетов;

4) анализ результатов методической работы, выполняемой в вузе, выявление недостатков в организации учебного процесса и методической работы и выработка рекомендаций по их устранению;

5) координация, изучение, обобщение и распространение положительного опыта методической работы кафедр,вуза и других образовательных и научных учреждений Кыргызской Республики, а также передовых вузов ближнего и дальнего зарубежья по организации учебного процесса, методикам обучения, внедрению инновационных образовательных технологий;

6) организация разработки учебников, учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, привлечение к разработке учебно-методической документации работодателей и социальных партнеров;

7) организация и проведение семинаров, конференций, совещаний по совершенствованию учебно-методической работы.

5.7. УМС проводит свою работу согласно плану и заседает не реже одного раза в месяц. Ведение текущей организационной работы, документации и делопроизводства осуществляется УУ вуза.

5.8. Документация учебно-методического совета вуза:

1.действующие перечни направлений подготовки (специальностей), утвержденные МОиНКР;

2. государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки вуза;

3. примерные и рабочие учебные планы по направлениям подготовки вуза;

4. годовые планы и отчеты УМСвуза;

5. планы работы и отчеты председателей УМК факультетов;

6 планы издания и переиздания учебной, научной и учебно-методической литературы;

7. копии приказов ректора и распоряжений проректоров по вопросам учебно-методического характера;

8. протоколы заседаний учебно-методического совета.