В период с 20 по 26 июня 2022 года сотрудники КГТУ им. И. Раззакова руководители кафедр Султаналиева Р.М. («Физика»), Омуралиев У.К. («Технология машиностроения»), Доталиева Ж.Ж. («Механика и промышленная инженерия»), а также доцент последней кафедры Аскарбеков Р.Н. во главе с ректором Чыныбаевым М.К. приняли участие в летней школе в Университете Брунель (Лондон, Англия), организованной в рамках Европейского проекта «Развитие PhD докторантуры и научного потенциала Кыргызстана», финансируемого программой Erasmus+.
Прошедший тренинг был направлен на ознакомление с опытом реализации программ PhD докторантуры в университетах Великобритании. В частности, это касалось:
правил приема абитуриентов в докторантуру;
основных требований к написанию научных статей;
требований, предъявляемых к докторским диссертациям;
и регламента организации защиты докторских диссертаций.
В данном мероприятии приняли участие представители из других вузов Кыргызстана: МУК, ДАМИД, МВШМ и ОшГУ. В ходе работы были заслушаны лекции профессоров Университета Брунель о развитии PhD докторантуры по самым различным направлениям: инженерии, экономике, медицине и юриспруденции.
Также состоялась рабочая встреча ректора Чыныбаева М.К. с президентом местного Университета г-ном Andrew Jones и вице-президентом по научной работе г-ном Geoff Rodgers.
Стороны обсудили возможные пути сотрудничества в образовательной, научной и проектной деятельности.
Руководителей Университета Брунель пригласили на Всемирный Форум ректоров, который состоится в Бишкеке в 14-15 сентября.
После официального открытия летней школы выступили профессора Vicly Maladeny, Hope Wallis и Ela Heany об администрировании PhD докторантуры в Университете Бруннель. Интерес слушателей вызвала применяемая у них разбивка преподавателей на уровни:
1-й уровень – лектор (имеет в активе достижения в преподавании и исследованиях);
2-й уровень – ридер (имеет достижения в исследованиях);
3-й уровень – профессор (имеет достижения в преподавании и исследованиях, а также опыт управления проектами, программами и т.п.).
В Университете Брунель развиваются современные научные школы, например, у Т. Колгановой в команде насчитывается 35 человек. Докторанты PhD осуществляют совместные исследования, помогают друг другу пройти уровни, сдать модули по теме исследования. Кроме того, каждый докторант имеет 3-х руководителей: 1-ый – научный, 2-ой – по обучению и 3-ий – по написанию диссертации.
Докторант из Индии г-жа Мономита Ненди рассказала, как ей было важно найти спонсора среди компаний, которые смогли бы оплатить учебу. Она заинтересовала ряд частных компаний в исследовании уязвимых сторон производства и предоставила им результаты исследований, проведенных в лаборатории Университета – достаточно было 10-минутной презентации, в которой были изложены методика исследования и итоговый результат.
Иногда руководитель докторанта может найти грант, которые подразделяются на государственные и университетские.
Докторанты Т. Колгановой доложили о своих исследованиях и разработках. В частности, Эймон представил управление «робо-рукой», которая может вращаться вокруг 7-ми осей и обладает большим диапазоном управления. Докторант Доминик показал, как с помощью 3Д-принтера смог создать 3Д-сканер. Также был продемонстрирован робот, который перемещается по черной линии – на нем установлена инфракрасная камера для считывания дороги. А Герман рассказал о своем участии в конкурсе в США по моделированию дрона, где он смог выиграть главный приз, создав лучше управляемый дрон.
Учащиеся рассказали, что им предоставляются различные обучающие курсы по лидерству и развитию программ исследований, семинары по подготовке кадров и освоению педагогических навыков. Так, докторант Инмакулада Андрес повествовала, что в Университете Брунель практикуют два типа программ: 1-й – традиционный (36 месяцев обучения), 2-й – интегрированный (48 месяцев). За указанный период докторант сдает 6 модулей.
Все лекции были интересны и полезны для слушателей, и по результатам летней школы участникам вручили официальные сертификаты данного Университета.