• 10 сен 2017 «Голосуя, развиваешь демократию»

    10 сентября 2017 года студенты и кураторы КГТУ им.И.Раззакова приняли участие в мероприятии «Голосуя, развиваешь демократию». Основная цель данного мероприятия ...

  • 4 сен 2017 «День Знаний»

    4 сентября 2017 года, как обычно, студентов, преподавателей и сотрудников университета с Днем Знаний поздравил ректор КГТУ им. И. Раззакова ...

  • 31 авг 2017 «День Независимости КР»

    День государственной независимости Кыргызской Республики — главный праздник страны, который ежегодно отмечается 31 августа. Студенты КГТУ им.И.Раззакова приняли активное участие ...

  • 6 апр 2017 “Ата- Бейит” мемориалдык комплекс

    И. Раззаков атындагы КМТУнун студенттери ар кандай багыттагы тарбиялык жааттагы иш-чараларга катышып турушат. Студенттер менен иштөө департаменти университеттин студенттерин адептүүлүккө, ...

    Материал отсутствует...
Студенческая жизнь
Объявления
Видео
    Материал отсутствует...
Совет кураторов

         Кыргызский Государственный  Технический Университет им И.Раззакова         

        Памятка куратора

             Когда работа в радость!

    ророорр

    рррррллл

      Оглавление

  1. Содержание кураторской работы………………………………………………. ……………………..3
  2. Коммуникации куратора внутри вуза…………………………………………………………….4
  3. Документация куратора……………………………………………………………………………5
  4. Кураторский  журнал……………………………………………………………………………….6
  5. Особенности кураторской работы со студентами первого курса………………………………6
  6. Проведение групповых мероприятий…………………………………………………………….8
  7. Информация о конкурсе «Лучший куратор КГТУ»…………………………………………….11
  8. Шпаргалка для куратора………………………………………………………………………………..13

      Приложения

  1. Содержание кураторской работы

Куратор — от латинского cura  — попечение, curator – попечитель, опекун, администратор, то есть лицо, которому поручено наблюдение, попечительство, присмотр за ходом определённой работы или цикла работ[1]. Это человек, курирующий что-либо, помогающий, направляющий какой-либо проект, деятельность. Термин «куратор» образует свое содержание от глагола курировать, то есть воспитывать, опекать, быть наставником, наблюдать, помогать, шефствовать, заботиться. Куратор должен быть ответственным, компетентным, умеющим общаться с людьми.

В современном мире слово «куратор» используется во многих областях деятельности: говорят о кураторе академической группы (он же тьютор), курирующем враче, кураторе направления в деятельности банка, биржевой и инвестиционной деятельности, предприятия, политической организации. В нашем конкретном случае куратор  – это наставник, помощник  и воспитатель молодежи.

Куратор является полномочным представителем администрации университета в студенческой группе. Он назначается заведующим кафедрой и утверждается приказом декана (директора) факультета (института). Деятельность куратора является частью учебно-воспитательной работы кафедры, вносится в индивидуальный план работы преподавателя и рассматривается как важнейшее поручение руководства университета. Результаты деятельности куратора учитываются при его очередном прохождении конкурсного отбора на занятие преподавательской должности.

Вместе с тем, куратор – не тот, кто ставит диагноз и затем надзирает, и наказывает.  Он, подобно специалисту по социальной работе, находится в партнерском положении по отношению к студенту и студенческой группе, знает о жизненных трудностях студента и готов прийти ему на помощь. Несмотря на формальное документальное сопровождение обязанностей куратора, его деятельность может стать более успешной и эффективной как для студентов, так и для самого куратора, если  будет восприниматься куратором не как тягостная обязанность, а как личная инициатива, возможность профессионального и личностного роста.

Свою деятельность куратор группы осуществляет в соответствии с планом работы на учебный год, утвержденным заведующим кафедрой.

Роль куратора заключается в координации учебно-воспитательного процесса. Круг его обязанностей включает содействие адаптации студентов к условиям учебного процесса – куратор должен способствовать выработке у студентов позитивного и осознанного отношения к получаемой профессии, а также оказывать посильную помощь студентам в процессе обучения в вузе. При этом особенно важно не лишать студентов самостоятельности в решении возникающих проблем и не провоцировать зарождение иждивенческих настроений в академической группе. Воспитательная деятельность должна быть выстроена на принципах взаимного доверия, уважения и активного диалога.

  1.          Коммуникации куратора внутри вуза

Структурные  подразделения университета, с которыми куратор взаимодействует:

-Департамент по СВ и ВР

-Деканаты

              -Кафедры

              -Комитет по делам молодежи

              -Совет кураторов

              -Совет студенческого актива

              -Мед. пункт.

Куратор – это не только посредник между руководством кафедры, университета и студентами, выполняющий функции социального помощника. Это еще и очень коммуникабельный, образованный, знающий человек, обладающий умениями играть разные роли и занимать вариативные позиции в процессе своего профессионального взаимодействия. Искусство коммуникации куратора проявляется и в его помощи в установлении контактов между отдельными преподавателями и студентами.

Но основные коммуникации куратора выстраиваются с курируемой группой, со студентами. Здесь важно соблюдать баланс формальных и неформальных взаимодействий, чтобы быть открытым, доверительным к студентам, но одновременно координировать усилия группы и формировать ответственность каждого студента. Умение быть партнером, на равных со студентом – это важный элемент взаимодействия куратора, поскольку основан на взаимном уважении, не допускает чванства и высокомерия, позволяет предвидеть возникающие проблемы и быть в эпицентре студенческих событий. Все коммуникационные навыки куратора в итоге успешно готовят группу к промежуточной аттестации, первой и последующей сессии.

Куратор, часто воспринимаемый студентами в роли наставника, организует их активное участие в интересных событиях и вне вуза. Вовлечение студентов в культурную, волонтерскую, социальную и научную жизнь городского пространства возможно благодаря активной социальной позиции куратора, его коммуникации с основными культурно-просветительскими центрами, профессионально полезными объектами города.

В итоге куратор является агентом молодежной политики и социальной работы с молодежью в структуре воспитательной работы Кыргызского государственного технического университета.

  1. Документация куратора

Куратор в рамках своей деятельности ведет соответствующую документацию. Условно ее можно разделить на две составные части:

— обязательная документация,

              — рекомендуемая документация.

Обязательная документация – это документация, предоставляемая куратором руководству различных уровней. Например, план работы сдается в начале учебного года, а отчет – в конце учебного года заместителю декана (директора) факультета (института) по воспитательной работе.

Рекомендуемая документация – это документация, которая используется куратором в своей работе и не предоставляется руководству. Эта документация позволяет систематизировать информацию, используемую куратором в работе со студентами, а также документировать его деятельность.

 

Обязательная документация куратора КГТУ им. И.Раззакова

  1. План работы на год. (Приложение  1)
  2. График встреч со студентами в течение учебного года (проведение кураторских часов).
  3. Отчет о работе за год (фото отчет обязателен).

План работы куратора выстраивается в соответствии с Планом воспитательной работы в масштабе факультета (института) вуза и должен содержать основные разделы в соответствии с Концепцией воспитательной работы КГТУ им. И.Раззакова утвержденной Директором по СВ и ВР.

График встреч куратора со студентами представляется в начале учебного года заместителю декана (директора) по воспитательной работе и размещается на сайте вуза в соответствующем разделе. Рекомендуется проводить встречи со студентами еженедельно, а также по мере необходимости (в исключительных ситуациях).

Годовой отчет о работе куратора в целом выстраивается в соответствии с планом работы куратора и также должен содержать основные разделы в соответствии с Концепцией воспитательной работы КГТУ.

Годовой отчет о работе куратора подписывается куратором и заведующим кафедрой и представляется в конце учебного года заместителю декана (директора) по воспитательной работе и Совету кураторов КГТУ.

Обязательно к отчету о работе куратора прилагать фото, видеоматериалы о проведенных мероприятиях, а также ксерокопии грамот, благодарностей и т.п. студентов, участвовавших в течение года в каких-либо мероприятиях.

Рекомендуемая документация куратора КГТУ им. И.Раззакова

  1. Кураторский журнал.
  2. Списочный состав группы.
  3. Годовой отчет о работе (презентация с использованием инфографики, фотоиллюстраций).
  4. Отчет о посещении общежития.
  5. Отчеты о проведенных кураторских часах.
  6. Портфолио студентов (ксерокопии грамот, благодарностей и т.п.).

4.Кураторский журнал

Кураторский журнал является неотъемлемой частью деятельности куратора. Журнал может включать в себя следующие разделы.

1.План работы с группой составляется на год и описывает в общих словах с                                    держание работы с группой в предстоящем году.

 2.Общие сведения о личности, увлечениях, семье и социальном положении студентов группы.

Эти сведения формируются с помощью проведенного анкетирования (для первокурсников), а также с привлечением данных деканата и путем личных встреч со студентами.

3.Актив группы (староста, профорг и культорг), где указываются имена и фамилии студентов, назначенных на эти должности.

4.График посещения общежитий вуза и его выполнение.

5.График встреч со студентами и его выполнение.

6.Профессорско-преподавательский состав, работающий с группой. — Информация о преподавателях, которые ведут учебные дисциплины в этом году.

7.Собрания группы (дата и место проведения собрания, тема     собрания).

8.Участие студентов в жизни университета (в каких культурно-массовых, спортивных, научных мероприятиях университета и вне его студенты вашей группы принимали участие в течение года).

9.Отчет куратора за учебный год.

Разделы журнала рекомендуется заполнять планомерно, на протяжении учебного года.

  1. Особенности кураторской работы со студентами первого курса.

Самый главный, самый необходимый и полезный человек и ориентир для студентов-первокурсников – это куратор. Он помогает студентам адаптироваться  к новым условиям, среде, академическим требованиям, информирует о распорядке, способствует сплочению группы, помогает студентам лучше узнать друг друга. В начале своей деятельности куратор запускает механизмы студенческого самоуправления.

Опрос среди кураторов подтвердил, что от того, как пройдет первый опыт взаимодействия и сформируются отношения с группой у куратора, зависит уровень притязаний студента, его ответственности и нацеленности на обучение. Первое впечатление от встречи с куратором задает планку самоотдачи студента в процессе обучения, интереса к внеаудиторной деятельности. В процессе всех лет обучения куратор способствует выработке у студентов позитивного и осознанного отношения к получаемой профессии.

В КГТУ им. И.Раззакова разработан «Информационный пакет подготовки бакалавров по кредитной технологии обучения». В данном информационном пакете по академическому календарю последняя неделя августа является ориентационной для студентов первого года обучения. Именно в этот период куратор должен ознакомиться с личными данными студентов.

Первый день:

— присутствие вместе со студентами на торжественном мероприятии Дня Знаний университета;

-помогает студентам разобраться с учебным расписанием;

— организует первое знакомство с группой;

— проводит экскурсию по учебным корпусам, чтобы помочь студентам освоиться в стенах вузы;

— настраивает студентов на серьезное и ответственное отношение к учебе, бережное отношение к материальным ценностям, предоставленным в их использование — оборудованию, мебели, компьютерам, учебникам.

Знакомство с вузом предполагает:

— ознакомление с организацией учебного процесса в вузе и на факультете;

— знакомство первокурсников с историей и традициями университета, особенностями, требованиями к студентам;

— знакомство со студенческой жизнью – системой студенческого самоуправления, подразделениями воспитательной системы, общественными организациями;

— разъяснение Устава вуза, прав и обязанностей студентов;

— знакомство с библиотекой, правилами заполнения листов читательского требования, поведения в читальном зале.

Организация знакомства в группе:

        Хорошо подготовленное и проведенное знакомство группы позволяет студентам лучше узнать своих однокурсников. Для того что бы быстрее и успешнее познакомить студентов друг с другом, существует множество методик (Приложение 2). Можно провести различные игры на сплочение коллектива, тренинги, занятие по формированию лидерства (Приложение 3)

Выбора актива группы:

        Актив группы выбирается в сентябре, но не в первые дни учебы ( на это время осуществляется дежурство по группе). Состав актива группы зависит от существующей в вузе системе студенческого самоуправления. В любом случае актив группы представляет староста, заместитель старосты, культорг.

        Выборы актива проводит куратор или дежурный группы в присутствии куратора. До того, как проводить выборы, необходимо познакомить студентов с полномочиями и обязанностями представителей актива. Нельзя допускать, чтобы человека выбирали против его желания, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы.

Необходимо сразу сказать студентам, что актив группы в конце учебного года ( при необходимости и в течение года) по итогам работы может быть переизбран.

       Задача куратора во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьезное отношение к происходящему, направить их на решение вопроса выбора актива, но не решать все за них, даже если их выбор кажется вам не совсем удачным или неверным.

[1] http://www.ksei.ru/stud/sovet/metod; http://vspu.ru/students/institut-kuratorstva/dokumenty/polozhenie-o-kuratore-studencheskoi-akademicheskoi-gruppy; http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf 342shenkneht.pdf; http://www.osu.ru/doc/1368;

                              6.Проведение групповых мероприятий

уратору необходимо вместе с группой принимать участие в мероприятиях, организуемых на факультете и в университете. В течение учебного года он организует также внутригрупповые мероприятия, мероприятия между группами и курсами.

Направление данных мероприятий:

— посещение культурных мест города (театров, выставок, музеев, пр.);

1

— спортивные (футбол, волейбол, баскетбол и т.д.);

2

— пешие походы, выезды на природу;

3

 — поездки в другие города по историческим местам;

— интеллектуальные игры;

4

— дни именинников;

5

— мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных и профессиональных праздников;

6

— дискуссионые клубы;

— встречи с выпускниками, специалистами, представителями общественных организаций;

7

— проведение деловых игр по коллективу взаимодействию, сплочению и развитию доверия студентов друг к другу;

— индивидуальные беседы со студентами об их посещаемости занятий, соответствии званию студента, проблемах, возникающих с учебой.

                    Информация о конкурсе «Лучший куратор КГТУ им. И.Раззакова»

К

онкурс на лучшего куратора прошедшего учебного года проводится с целью активизации работы кураторов, общественного признания значимости проводимой работы. Конкурс проводится ежегодно. Конкурс проводится в тир этапа. На первом этапе определяются победители конкурсов на специальностях, которые выдвигаются на факультетский конкурс. На втором этапе определяются победители конкурсов на факультетах. Итоги этих конкурсов подводятся согласно положению о конкурсе на лучшего куратора факультета. Факультеты выдвигают на третий этап конкурса 1-2 кандидатуры, победившие на факультетских конкурсах, и передают на них представления в комиссию университета и на Совет кураторов.

При проведении итогов конкурса комиссия оценивает, в какой мере работа куратора способствовала реализации концепции воспитательной работы среди студентов КГТУ им. И.Раззакова, и в первую очередь следующих целей:

— оказание помощи в коллективистских действиях студентов группы, в развитии навыков взаимодействия в коллективе;

— воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, уважения к своему вузу и своей специальности, к закону и нравственным нормам общества;

— усиление мотивации учебной деятельности, развитие потенциальных творческих способностей студентов;

— проведение собраний в группе, подбор и воспитание актива группы;

— участие студентов группы в мероприятиях по плану учебно-воспитательной работы со студентами КГТУ им. И.Раззакова;

— участие куратора и студентов его группы в общественной жизни общежития, помощь в решении бытовых проблем студентов;

— создание в группе атмосферы нетерпимости к нарушениям права, аморальным поступкам, пьянству, наркомании;

— помощь студентам в организации летней производственной практики и в трудоустройстве по специальности;

— организация встреч с выпускниками университета, ветеранами Великой Отечественной Войны;

—  поддержание связи с выпускниками;

— оказание помощи студентам в организации учебы, решении возникающих трудностей;

-контроль за результатами контрольных недель и экзаменационных сессий, пересдачей экзаменов;

— контакты с преподавателями, ведущими занятия в группе;

— поддержание связи (в необходимых случаях) с родителями студентов;

— тесная связь с деканатом;

— организация в группе культурно-массовых и спортивных мероприятий;

— представление студентов группы к поощрениям или высказываниям;

— мнение студентов о кураторе.

Вышеуказанные показатели определяются по информации деканатов, кафедр, профкома сотрудников, студсоветов, других подразделений и общественных организаций университета, а также в результате анкетирования кураторов, выдвинутых на конкурс, и студентов их групп.

Комиссия университета и Совет кураторов определяет победителя конкурса.

Победитель конкурса «Лучший куратор года КГТУ им. И.Раззакова» награждается почетной грамотой университета, В течение года ему устанавливается надбавка к заработной плате

 

  1. Шпаргалка для куратора
  • Первые встречи со студентами посвятите знакомству, выбору актива.
  • Дайте студентам свои контактные данные и возьмите их у них (адрес, телефон сотовый и домашний, телефоны родителей). Это очень поможет Вам в «кураторстве».
  • По возможности взаимодействуйте с родителями студентов, что облегчит Вашу работу.
  • Руководствуйтесь в работе и планировании своей деятельности Планом по воспитательной работе в масштабе факультета и вуза.
  • Выявите активных студентов, лидеров группы, сотрудничайте с ними, опирайтесь в своей работе на них.
  • Проводите групповые собрания по итогам аттестаций, сессий, делая акцент не на отстающих студентах, а на отличниках.
  • Контролируйте посещаемость. По возможности проводите индивидуальную беседу с каждым прогульщиком с целью выявления и устранения причин прогулов.
  • Систематично организуйте групповые мероприятия: экскурсии, походы в театр, соревнования, встречи с интересными людьми.
  • Организуйте час куратора, выделите для встреч специальное время и место. Следует встречаться не реже одного раза в две недели.
  • Принимайте активное участие на Совете кураторов, это позволит лучше вникнуть в работу и набраться опыта.
  • При содействии Совета кураторов организуйте лекции по профилактике девиантного поведения и формированию  мотивации на здоровый образ жизни.
  • Регулярно посещайте студентов курируемой группы, проживающих в общежитии вуза. Узнавайте об их проблемах и представляйте соответствующую информацию заместителю декана (директора) по воспитательной работе.
  • Выкладывайте информацию о своей работе на сайте КГТУ (www.kstu.kg) в разделе «Куратор».
  • Проводите незапланированные мероприятия, что некоторым образом компенсирует «формализованный» подход к их организации.
  • Учитывайте в мероприятиях пожелания студентов, что повысит уровень их активности и заинтересованности.
  • Регулярно посещайте собрания Совета кураторов. Это Ваша обязанность и в то же время это позволит Вам получать необходимую информацию и общаться с коллегами и руководством.
  • Регулярно просматривайте сайт вуза и, прежде всего, раздел «Куратор». Это поможет Вам быть в курсе событий вуза, в том числе кураторской деятельности в вузе.

 Приложение 2

1.«Общее имя»

Удобно проводить 1-го сентября при первом знакомстве. Куратор говорит студентам: «Чтобы нам познакомиться быстрее, можно назвать общее имя. Это просто: одновременно со всеми каждый называет свое имя». Получается громкое и веселое имя, состоящее из звукосочетаний различных имен.

2.«Математика»

Сидящие по кругу называют цифры от одного до пяти. Каждый пятый вместо того, чтобы сказать «пять», называет свое имя и встает (он больше не участвует в игре). И так далее пока каждый не представится.

3.«Снежный ком»

Самая распространенная методика знакомства. Каждый член группы по часовой стрелке называет свое имя, при этом каждый следующий должен повторить имя того (тех), кто представлялся перед ним, а только затем назвать свое. Получается, что имена накатываются как снежный ком.

Методика имеет несколько вариаций. Можно называть не только имя, но и качество характера, которое начинается на ту же букву, что и имя (например, Ольга – обаятельная, Светлана – своенравная, Николай – надежный).

Можно называть имя и свой любимый фрукт или овощ (Наталья – груша, Сергей – ананас).

Приложение 3

Игры на сплочение группы, снятие напряжения

  1. «Мечты»

Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.

Материалы: бумага и маркеры.

Предложить участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый их них видит свое будущее. Затем обменяться мыслями о своих мечтах или даже изобразить их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди… могут помочь, а какие три – помещают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать, чтобы мечта сбылась.

Примечание: это упражнение проходит хорошо, если к обмену мечтами подходить творчески (сценки, творческие выражения мечты, мимические постановки).

2.«Постройтесь по росту»

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.

Материалы не требуются.

Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно предложить построиться по цвету глаз, по цвету волос.

Данная памятка разработана при поддержке проректора по воспитательной работе  к.э.н Закировой Ш.А. и Совета кураторов КГТУ им.И.Раззакова.

КДМ в социальных сетях

Страничка в Facebook КДМ Перейти