История КГТУ 9 Mar

kgtu

ИСТОРИЯ КГТУ

В истории Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова было немало значительных событий. К их ряду, без преувеличения, относится и его 60-летний юбилей.
В судьбе КГТУ, как ни в одном другом вузе, отразилась судьба Кыргызской Рес¬публики. Разделяя вместе со страной все радости и невзгоды, ее первый инженерный вуз сумел достойно этот жизненный отрезок и реализовать свою миссию. Он добился главно¬го показателя: эффективности системы высшего инженерного образования. Из года в год, несмотря на все слож¬нейшие преобразования в стране и обществе, он успешно выполнял свое конкретное дело — выпускал высококвалифицированных специалистов инженерно-технического и инженерно-экономического направлений, которые, в свою очередь, развивали весь про¬изводственный спектр Кыргызстана.

Это наши выпускники: инженеры, ученые, организаторы производства, предпри¬ниматели возводили каскад гидроэлектростанций на реке Нарын; создавали уникаль¬ные аппараты и системы управления производством и различными оборонными спе¬цобъектами, строили дома, фабрики, заводы, шахты; создавали транспорт¬ные коммуникации, разрабатывали и внедряли оригинальные технологии в пищевую, перерабатывающую и легкую промышленность.

Сегодня, пожалуй, трудно найти производственную компанию, фирму, образовательное и научное учреждение, сферу услуг, где бы ни трудились питомцы «политеха». Более того, тысячи из них успешно реализуют полученные знания далеко за пределами Кыргызстана. Это убедительное свидетельство востребованности инженера, ученого-исследователя с дипломом КГТУ. Вот почему юбилейная дата зас¬тавляет нас по-новому оценить историческое значение университета, внесшего огромный вклад в развитие экономики, инже¬нерного образования, технической науки и культуры страны.

Для того, чтобы осмыслить значение КГТУ, его особое место в образовательном и научном пространстве, его вклад в развитие интеллектуального потенциала страны, мы невольно обращаемся к событиям 60-летней давности, к памяти тех, кто в труднейших условиях послевоенной разрухи двадцатого столетия сделал ставку на техническое на¬правление, подготовку собственных инженерных кадров. Дань огромной признательности и благодарности надо отдать инициато¬ру создания первого ин¬женерного вуза Кыргыз¬стана, выдающемуся по¬литическому и государственному деятелю, по¬истине великому сыну кыргызского народа Исхаку Раззакову и его сподвижникам. В то вре¬мя было немало сомневающихся в реальных перспективах развития технического образова¬ния и исследовательской мысли в традиционно аг -рарной среднеазиатской республике. Только время и последующие поколения сумеют по досто¬инству оценить мудрость и дальновидность Исхака Раззакова, который доказал личным приме¬ром, что судьба человека, общества и государства в целом не может быть успешной без добротного образования.

{PAGEBREAK}

Открытие в сентябре 1954 года Фрунзенского политехнического инсти¬тута стало настоящим про¬рывом в образовательной сфере страны, а со време¬нем и в системе высшей школы Советского Союза. С высоты сегодняшних дней кажется невероят-ным, что КГТУ тогда начи¬нался с двух факультетов — горно-тех¬нического и строительно-энергетичес¬кого с контингентом в 350 студентов и 31 преподава-телем, среди которых было всего 4 кан¬дидата наук. Однако уже через два года количество факультетов увеличивает¬ся вдвое (строительный, энергетичес¬кий, горно-геологический, механико-технологический). Процесс развития ФПИ в те годы был удивительно ди¬намичным. К 1959 году он состоял из пяти дневных, одного вечернего фа¬культетов и 31 кафедры. В 1962 году проспект Мира украсил главный корпус ин¬ститута. В 1963 году были открыты два общетехни¬ческих факультета в городах Ош (ныне Ошский технологи¬ческий университет) и Кара-Куль. В 1965 препода¬вателям ФПИ предоставля¬ется возможность обучать¬ся в аспирантурах и докто¬рантурах ведущих техни¬ческих вузов СССР. В 1967 году стала издаваться многотиражная газета \»Политехник\».

В 1969 году в вузе появились первые ЭВМ. Открывались новые кафедры, специальнос¬ти, строились новые учебные корпуса, по-новому оснащенные аудитории, учебные ка¬бинеты. Укреплялась связь с производством, организовывались студенческие конструк-торские бюро (СКБ), множество научных кружков. Студенты и преподаватели ФПИ становились призерами республиканских и всесоюзных научных конкурсов, в самодея¬тельном творчестве, рекордсменами в спортивных состязаниях. И что особенно важно, студенты с первых лет приобщались к активному труду на благо универ¬ситета и республики: помогали строить учебные корпуса, общежития, базу отдыха \»По¬литехник\» на берегу озера Иссык-Куль, спортивный комплекс. Плодами их труда с бла¬годарностью пользовалось не одно поколение последователей. В летнее время студенты ФПИ отправлялись в строительные отряды, оказывали неоценимую по¬мощь колхозам, совхозам, шахтам, ГЭС, промышленным предприятиям. Таким обра¬зом, будущие специалисты познавали цену рабочего труда, производственные процессы, без чего настоящему инженеру не состояться.

К своему 20-летнему юбилею ФПИ представлял собой крупнейший образова¬тельно-научный комплекс с современным лабораторным оборудованием и высококвали¬фицированным профессорско-преподавательским составом. Подготовка будущих инже¬неров осуществлялась 12 факультетами на 60 кафедрах, где обучались 13 тысяч студен¬тов по 26 специальностям, 350 преподавателями (200 — с учеными степенями и звания¬ми). К тому времени ФПИ стал кузницей подготовки высококвалифицированных кадров для промышленности и строительства Кыргызской Республики и всего среднеазиатско¬го региона. Среди выпущенных 11,5 тысяч инженеров многие стали ведущими специа¬листами, главными инженерами, управляющими трестов, директорами комбинатов, за¬водов, рудоуправлений, автохозяйств, проектных институтов, НИИ, видными учеными, государственными и политическими деятелями. Фрунзенский “политех” становится под¬линным центром притяжения наиболее талантливых выпускников престижных централь¬ных вузов. За 20 лет ФПИ сумел взрастить новое поколение профессорско-преподава¬тельских кадров.

За достигнутые успехи в подготовке высококвалифицированных кадров коллекти¬ву ФПИ в числе 26 лучших вузов страны в честь 50-летия образо¬вания СССР был вручен Юбилей¬ный Почетный Знак ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Результаты 20-летне¬го взлета ФПИ мы неизменно свя¬зываем с именем его первого ректора, истинного приверженца инженерного образования и на¬уки, наделенного замечательны¬ми человеческими качествами, профессора Георгия Акимовича
Сухомлинова. Будучи талантливым лидером и организатором, он сумел привлечь в ФПИ научно-техническую элиту: Акматбека Сагыновича Джаманбаева, Усенгазы Асаналиевича Асаналиева, Леонида Трофимовича Дворникова, Ракыма Усубакунова и многих других. Именно эти личности, их единомышленники, бьющая через край творческая
энергия ФПИ и дали старт вузовской технической науке, создали замечательные тради¬ции нашего университета, сформировали его идеалы, тот самый дух «политеха», который питает и вдохновляет не только его многочисленных учеников, но и последующие поко¬ления преподавателей и студентов.

Плодотворными годами для «политеха» стали 70-80-годы, когда им руководил Вла¬димир Михайлович Журавлев, внесший значительный вклад в развитие ФПИ. В течение нескольких лет наш вуз входил в десятку лучших вузов Советского Союза. Однако, хочу подчеркнуть, что это было время подъема экономики нашей республики, страны в це¬лом, когда государство не жалело средств на образование. Это было время теснейших контактов нашего вуза с бурно развивающейся производственной сферой, с такими про¬славленными центрами технического образования и науки, как МВТУ им. Н.Э. Баумана, Московский энергетический институт, Московский автодорожный институт и другие. Это было время систематических стажировок, академической и студенческой мобильности, соответственно, зарождения творческих и человеческих связей, выполнения многочис¬ленных совместных хоздоговорных проектов, приносящих вузу и республике солидную экономическую подпитку. Это было время значительного укрепления материально-тех¬нической, учебно-лабораторной баз, пополнения и развития библиотечного фонда. Соот-ветственно, это было время дальнейшего расцвета университетской науки, инженерной мысли, разработок, изобретений, внедрений. Разработки ученых ФПИ нашли примене¬ние в первом луноходе по отбору грунта на Луне.
А вот последующая 15-летняя изоляция от общего образовательного процесса, резкий переход к рыночной экономике, спад производства, невостребованность и бес¬перспективность технических специальностей, падение престижа профессии инженера наихудшим образом отразились на судьбах наших выпускников, преподавателей и универ¬ситета в целом.

{PAGEBREAK}

Начался интеллектуальный миграционный процесс, отток из вуза ведущих ученых, профессоров, молодых преподавателей в другие сферы и в другие страны. Оставались только патриоты своего дела и университета. В тот период речь шла об его элементарном выживании. Более того, в те годы начался процесс преобразо¬вания региональных филиалов в самостоятельные вузы. Однако время показало нецеле¬сообразность подобных \»трансформаций\» и, как говорится, все вернулось «на круги своя». В последние годы Указами руководства страны КГТУ возвращены его бывшие филиа¬лы в городах Кызыл-Кия и Кара-Куль, а также Институт горного дела и горных технологий. Несомненно, в условиях того периода, когда остро ощущались кадрово-возрастная проблема, проблема повышения квалификации, подготовки научных кадров, обновления материально-технической базы, трудно было вести речь о какой-либо стратегии развития университета, а тем более, инженерного образования и науки в стране. Однако заложенный предшественниками образовательный, научный, материаль-но-технический, а, главное, духовный потенциал был настолько высок, что университет продолжал функционировать по заданной траектории.

Сегодня Кыргызстан, как и другие республики бывшего СССР, переживает сложнейший этап исторического пути, когда необходимо сохранить и упро¬чить политическую и экономическую независимость страны. И как тут обойтись без созидателей, без инженеров! Судя по тому, что государство все чаще делает акцент на необходимости подготовки новых инженерных кадров, на техническое образование мо¬лодого поколения, развитие и внедрение исследовательской мысли, приходит время, когда будут активно востребованы инженерные знания, навыки, мысли, инициативы и желание трудиться на благо общества. Вместе с тем, мы хорошо понимаем, что госу¬дарство еще не в силах финансировать это направление в достаточной мере. Вузы се¬годня финансируются из госбюджета менее чем на 20%, хотя извес¬тно, что подготовка «технаря» требует двойных затрат по сравнению с подготовкой «гу¬манитария».

Отвечая на вызовы времени, требующие незамедлительных действий, мы решили выбрать путь активной интеграции в мировое образовательное и научное пространство, путь реализации долгосрочных проектов по возрождению и расширению международно¬го сотрудничества с ведущими техническими университетами ближнего и дальнего за¬рубежья, позволяющие решить вышеупомянутые проблемы и выйти на новую траекто¬рию развития вуза. Фактически, включившись в процесс глобализации в сфере высшей технической школы, КГТУ, так же как и наши партнеры, далек от слепого подражания новомодным веяниям. К примеру, поэтапно внедряя Болонскую Декларацию и другие образовательные технологии, мы руководствуемся, прежде всего, главной целью — повы¬шение качества учебного процесса, развитие у студентов самостоятельного мышле¬ния. Сегодня компьютерное и бланочное тестирование по всем предметам позволяет оценить реальные знания студентов и качество преподавания. Свои плоды приносят созданные совместно с евро¬пейскими партнерами электронная библиотека, Департамент по управлению качеством. Динамика развития международного сотрудничества за последние четыре года радует и вдохновляет.

Это — создание Кыргызско-Германского технического института совместно с Берлинским техническим университетом прикладных наук. Вы¬пуск первых бакалавров КГТИ состоялся в 2008 году, сейчас идет совместная подго¬товка магистерских программ с выдачей «двойного» диплома. Началась реализация пилотного проекта обучения в докторантуре PhD.
Это — создание факультета \»МЭИ-КГТУ\» совместно с Московским энергетическим институтом (техническим уни¬верситетом), создание Центра дистанционного обучения совместно с Восточно-Казах¬станским Государственным техническим университетом им. Д. Серикбаева также с выдачей «двух дипломов.

{PAGEBREAK}

Это — внедрение совместно с Университетом Ницца-София-Антипо¬лис (Франция) и другими европейскими партнерами проекта по созданию структурной кооперативной сети, которая, начиная с 2007 года, поэтапно связывает крупные универ¬ситетские библиотеки страны.
Это — интеграция с Международным обществом инже¬нерной педагогики (IGIP).
Надежными партнерами по сотрудничеству с КГТУ являются Московский энер¬гетический институт, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московский государственный университет печати, Московский технический университет связи и информатики, Московский институт стали и сплавов, Московский институт радиотехни¬ки, электроники и автоматики, Магнитогорский государственный техническими универ¬ситет им..Носова, Томский политехнический университет, Рязанский государственный
радиотехнический университет, Казанский энергетический университет, а также Техни¬ческий университет г. Клаусталь (Германия), Технический университет прикладных наук г. Кельн (Германия). Благодаря совместным энергичным контактам с этими вузами, сотни

наших лучших студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов и докторантов продол¬жают бесплатное обучение за рубежом с условием возвращения в свой университет по окончании учебы, а преподаватели проходят стажировку, повышают профессиональный уровень, налаживают творческие и личные контакты с коллегами, защищают кан¬дидатские и докторские диссертации, публикуют результаты научных изысканий в со¬лидных научных сборниках, журналах, участвуют в совместных НИР и НИОКР. Веду¬щие профессора из этих вузов читают лекции студентам.
Эта трудная и кропотли¬вая работа уже приносит ощутимые дивиденды. Академическая мобильность, стажи¬ровки преподавателей обогащают КГТУ современными образовательными технологи¬ями, обновляется парк вычислительной техники, на выигранные нашими молодыми та¬лантливыми преподавателями гранты приобретаются дорогостоящие современные ла-бораторные приборы и оборудование. Особую радость доставляет разрастающийся фонд (традиционный и электронный) библиотечно-информационного центра: только за последние три года пользователи библиотеки получили в качестве подарка сотни цен¬нейших учебников из МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУП, технические словари всемирно известной издательской фирмы Langenscheidt из Института Гете и Министерства инос¬транных дел ФРГ. Но главным результатом международного сотрудничества мы считаем возвращение на родину наших посланцев, завершивших обучение в зару¬бежных вузах.
Ведь именно кадровая политика сегодня является основой для развития инноваций в стране. Это современные молодые специа¬листы с новыми знаниями, новыми идеями и, что особенно важно, с новым мышлением, с рациональным отношением к учебе, знаниям, труду, жизни в целом.
Это инженеры новой формации, ориентированные на созидание, способные поднять та¬кие приоритетные отрасли нашей экономики, как энергетика, информационные техноло¬гии. В их числе и те, кто готов реализовать полученные за рубежом знания и навыки в качестве преподавателей родного вуза. Именно они помогают «политеху» вы¬пускать специалистов, соответствующих требованиям нашего времени, готовых не про¬сто адаптироваться к новым экономическим условиям, но и мобильно, творчески ре¬шать поставленные задачи, способных брать на себя ответственность и принимать конкретные решения в режиме on-line, востребованных на мировом рынке труда, способ¬ных реализовывать научно-исследовательские проекты совместно с отечественными и зарубежными партнерами, вести взаимовыгодные работы с промышленными предприя¬тиями и бизнес-структурами.
Преобразования в учебной, научной, международной и хозяйственной деятельнос¬ти не могли не отозваться на общественной активности нашего студенчества. Сегодня наши традиционно завоевывают призовые места на республиканских фестива¬лях “Весна Ала-Тоо”, спортсменыуже который раз подряд становятся чемпионами Универсиады Кыргызской Республики.