• Кафедры ЭЭФ

Экономика горного производства 17 апр

Экономика горного производства


Заведующий кафедрой
Таштаналиев Курама Бейшебаевич

Кафедра «ЭГП» является базовой кафедрой Кыргызской Рес-публики по подготовке квалифи-цированных специалистов по направлению «Экономика (горнодобы-вающей отрасли)». Кафедра создана в апреле 1995 года. С момента создания кафедра является выпускающей и ведет подготовку экономистов-менедже-ров для горнодобывающей отрасли Кыргызской Республики. Кафедра также читает курс лекций по дисциплинам: экономика, экономика рыночных отношений, экономика минерального сырья, экономика горного производства, менеджмент для всех направлений Института. Кафедра является единственной в Республике, которая готовит специалистов по данным направлениям.

Экономика – это наука, которая изучает поведения людей, групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Экономика призвана раскрыть закономерности развития экономической системы и механизм функционирования рыночной экономики. Вместе с тем она исследует и закономерности поведения фирмы для принятия управленческих решений.

Сфера практической деятельности выпускников, получивших после окончании квалификации: экономист – менеджер широкая и многогран-ная. Это работа в геологоразведочной, горнодобывающей отрасли, технико-экономическое обоснование разработки месторождений, проек- тирование горных предприятий, налоговые службы, банки, финансовые отделы министерств и ведомств.

Образовательные направления и специализация

Подготовка инженеров осуществляется на кафедре по специаль-ности:

52 1607 Экономика предприятия (по горнодобывающей отрасли) по нормативному сроку обучения 5 лет.
Процесс подготовки кадров – экономистов-менеджеров для горнодобывающей отрасли не может осуществляться без хороших знаний в области геологии, горного дела, экономики минерального сырья а также широкого применения новых компьютерных технологий для экономической оценки месторождений. Выпускники кафедры ЭГП имеют подготовку по всем указанным наукам.

Накопленные за годы существования кафедры «Экономика горного производства» научно-педагогические традиции и потенциал позволяет ей успешно решать учебные и научные задачи в свете требований современной науки, техники и производства. Основные усилия всех сотрудников кафедры направлены на повышение качества обучения и воспитания студентов, подготовки из них творчески мыслящих, высококвалифицированных специалистов.

Краткая история кафедры

С целью подготовки экономистов-менеджеров для горнодобывающей отрасли Кыргызской Республики в 1995 году в Кыргызском горно-металлургическом институте была организована кафедра «Экономика горного производства», которая осуществляла подготовку специалистов по специальностям: экономика, бухгалтерский учет анализ и аудит, менеджмент (по горнодобывающей отрасли). В дальнейшем из этой кафедры отделилась и стал самостоятельным кафедр «Бухгалтерский учет горного производства».

Необходимость создания специальной кафедры «Экономика горного производства» была обусловлена развитием горнодобывающей отрасли в нашей Республике.

Первым заведующим кафедрой был к.э.н., доцент Абдувалиев Мукан Абдувалиевич, который до прихода в КГ-МИ работал в Госкомитете по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики. Мукан Абдувалиевич, имея богатый опыт практической работы, разносторонние знания и организаторские способности, внес преобладающий вклад в становление кафедры, в создание учебной базы, в развитие научных направлений, выполненные сотрудниками кафедры. В дальнейшем кафедрой руководили к.т.н., доценты Таштаналиев К.Б., Бактиев Б.Дж. В настоящее время заведующим кафедрой является кандидат технических наук, и.о.профессора, Таштаналиев К.Б.

Первый выпуск Экономистов-менеджеров состоялся в 1998 г. Всего за весь период существования кафедры в виде самостоятельной структурной единицы ею подготовлено более 750 специалистов.

Преподавательский штат кафедры

В настоящее время преподавательский штат кафедры состоит из 15 человек. Из них профессор к.т.н. Абдывалиев А.А., к.т.н. и.о.профессора Таштаналиев К.Б., кандидаты экономических наук, доценты Жапарова Н.С., Кожакматов Т.К., а также 9 старших преподавателей и 2 препода-вателя. Все члены кафедры проводят большой объем учебной работы практически на всех факультетах Института.

Учебно-методическая работа
Учебная работа кафедры «ЭГП» состоит, в основном, из аудиторных занятий, которые поводятся в форме лекций, практических работ и семинар-ских занятий.

Качество проведения учебных занятий преподавателем во многом предопределяет степень усвоения студентами материалов дисциплины.

Для контроля качества проведения преподавателем учебных занятий необходимо регулярно провести взаимное посещение занятий. Периодичность контроля взаимного посещения зависит от квалификации преподавателя, а также повторяемости проводимых занятий по данной дисциплине.

Учебно-методическая работа предусматривает повышение качества методической оснащенности и обеспеченности проводимых учебных занятий разработку тематических планов, методических пособий, руководств и других методических материалов. В этом плане кафедрой «ЭГП» с 2014-2019 годы должны проводиться работа по следующим основным направлениям:

— научные исследования по вопросам методики обучения студентов;
— методические разработки, создание учебных пособий, учебников;
— методическое обеспечение демонстрационных открытых и пробных занятий;
— взаимное посещение занятий;
— участие в научно-методических конференциях и методических семинарах разного уровня.
С целью совершенствования образовательного процесса и повышения уровня знаний студентов на кафедре «ЭГП» создан учебно-методический совет (УМС). УМС кафедры «ЭГП» на 2014-2019 годы необходимо:
— проводить работу по оснащению компьютерного класса необходимыми программными продуктами (1С-Предприятия, 1С-Бухгалтерия, смета-ТЭО);
— расширять и оптимизировать использование компьютерных техноло-гий в учебном процессе;
— совершенствовать работу по повышению посещаемости студентами занятий и др.
Свою работу УМС кафедры осуществляет в тесной связи с учебным отделом.
Вся деятельность УМС направлена на повышения качества образования и зависит от реализации целого комплекса направлений учебно-методической работы, ее развития и совершенствования.
В связи с этим основными задачами учебно-методического совета на 2014-1019 годы являются:
— редакционно-издательская, от организации, которой зависит обеспе-ченность дисциплин учебной литературой;
— организация, проведение и контроль учебного процесса: использование инновационных технологий и интерактивных методов в процессе обучения;
— участие в создании и реализации вузовской системы управления качеством подготовки специалистов;
— методическая обеспеченность учебного процесса.
В части редакционно-издательской деятельности УМС систематически осуществляет свою работу по рецензированию рукописей и представлению
их к изданию типографским способом, правильности оформления и утверж-дения их в установленном порядке.
На кафедре должны обновляться и улучшаться каждый год рабочие программы, учебно-методические комплексы (УМК) и силабусы по закреп-ленным дисциплинам, составленные на основе Государственного образова-тельного стандарта высшего профессионального образования КР.

Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса

Кафедра «ЭГП» реализуют образовательный процесс в соответствии с лицензиями, учебными планами, разработанными на основании Государ-ственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и примерных учебных планов, утвержденных УМО МОиН КР. Рабочие учебные планы утверждены Ученым Советом ИГДиГТ. Государ-ственные образовательные стандарты соответствуют требованиям потреби-телей образовательных услуг по направлению «Экономика (по горнодобы-вающей отрасли)». Но для удовлетворения потребителей образовательных услуг по квалификации «Горный инженер-экономист» необходимо открыть в 2014 году специальность «Экономика горного производства» по направлению «Горное дело» с пятилетним сроком обучения. Специалист получивший квалификацию «Горный инженер-экономист» должен знать: геологию, горное дело, технику и технологию переработки руды, обогащению полезных ископаемых, горные машины и оборудования используемые для разработки месторождений.
Методическая обеспеченность учебного процесса является важным звеном для качественной подготовки специалистов данной квалификации, в виду чего большое внимание должен уделяться в этом направлении:
— проверке состояния рабочих учебных программ по дисциплинам, закрепленным за кафедрой;
— методическому оснащению каждой дисциплины;
— обеспеченности учебной литературой кафедры «ЭГП», для этого ежегодно проводится анализ работы библиотеки по приобретению новой научно-технической литературы;
-деятельности кафедры «ЭГП» по созданию электронных версий учебников, лекций, учебно-методических материалов, которые должны восполнить либо нехватку учебной литературы, либо представить ее в значительно обновленном виде;
— требованию к знаниям и навыкам выпускников по данной дисциплине в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов;
— вопросам, касающиеся актуальности, связи с проблемами предприятий, структур проектов, организационные вопросы. Даются рекомендации по повышению качества дипломных проектов.

Дипломные проекты

Дипломные проекты инженеров выполняются по темам, которые отвечают производственным заданиям и соответствуют требованиям подготовки специалистов. Дипломные проекты выполняются с применением современных средств и использованием компьютерных технологий.

Контроль над ходом учебного процесса

С целью организации и обеспечении качества учебного процесса 2014-2019 годы кафедра «ЭГП» должен работать над недостатками, имеющимися предыдущие учебные годы:
— усилить контроль по своевременному выполнению должностных обязанностей ППС;
— разработать и внедрить системы по мотивации в качественном образовании, у студентов;
— разработать механизмов, влияющих на повышение посещаемости студентами учебных занятий.

Аттестация студентов — является одним из главных элементов единой системы комплексной оценки качества образовательного процесса. Аттестация позволяет оценить качество и управление учебным процессом (методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение, мотивацию студентов и т.д.), дает возможность получить достоверную информацию об эффективности работы кафедры.
Студенты I курса аттестуются по программе среднего образования с целью выявления уровня подготовки поступивших студентов. Студенты II курса — по комплексу общих математических и естественно-научных и ряду общепрофессиональных дисциплин. Студенты III курса — по комплексу общепрофессиональных и фундаментальных дисциплин. Студенты IV курса — по специальным, фундаментальным и общепрофес-сиональным дисциплинам. Студенты V курса — по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации.
При аттестации применяются бланочное тестирование. С 2014-2015 учебного года мы должны шире распространять программу «Элек» для проведения тестирования при проведении текущего и итогового контроля знаний.

Итоги аттестации студентов I-V курсов должно ежегодно обсуждаться на заседании кафедры «ЭГП».

Основные научные направления кафедры

Научная тематика кафедры: «Разработкой оптимизационных методов раци-онального использования ресурсов месторождений полезных ископаемых Кыр-гызстана». Данная тематика впрямую связана проектированием горных пред-приятий, оценкой ценности месторождений и технико-экономическим обосно-ванием горных проектов.
Расширение минерально-сырьевой базы происходит в основном за счет поисков и разведки новых месторождений полезных ископаемых, создающих базу для развития горнодобывающей промышленности. В этих условиях перво-
степенное значение имеет рациональное и комплексное использование по-лезных ископаемых, увеличение полноты извлечения ценных компонен-тов из добытого сырья, расширения использования попутно извлекаемых пород, отходов обогащения и переработки сырья. Для полноты извлечения
используется открытый способ добычи полезных ископаемых. Этому способу присущ низкий уровень качественных и количественных потерь, которые находятся в пределах 3-8 и 10-12 % соответственно. При подзем-
ном способе эти потери увеличиваются в 3-5 раз.
Важным путем существенного увеличения полноты и качества из-влечения полезных ископаемых является применение соответствующей техники и технологии при разработке месторождения открытым способом. Это обеспечивается использованием различных схем вскрытия, систем разработки, способов подготовки и выемки горной массы, совре-
менных методов проектирования и управления.
Большие перспективы в деле уменьшения потерь в недрах открывает новые методы используемые при разработке месторождений открытым способом.
Применение гидравлических экскаваторов значительно увеличит полноту выемки полезного ископаемого. В специфичных условиях полнота выемки полезного ископаемого может быть достигнута использованием одноковшовых погрузчиков и шнекобуровых машин.
Существенного уменьшения потерь полезных ископаемых в недрах возможно достигнуть путем достоверной экономической оценки причиняемого ущерба, четкой организацией учета потерь и правильным их нормированием. С помощью которых в различных условиях можно установить экономически оправданный уровень полноты и качества извлечения полезных ископаемых с учетом их ценности и необходимых затрат на добычу и переработку.
Определенная часть добытого полезного ископаемого теряется в процессе гего последующей переработки. Ценные компоненты остаются в хвостах обогатительных фабрик, шлаках, пыли, сточных водах. Эти потери обуславливаются в основном несовершенством существующих методов и технологических схем переработки минерального сырья. Снижение потерь добычного полезного ископаемого может быть достигнуто коренным совершенствованием существующих и внедрением технологических схем и методов его обогащения и переработки, основан-ных на новейших достижениях науки и новой технологии.
Полнота извлечения полезного ископаемого зависит от степени однородности полезного ископаемого, используемых методов и средств управления процессом разработки.
На основе проведенных исследований будут обоснованы и разработаны пути повышения полноты извлечения запасов и методические основы рационального освоения месторождений полезных ископаемых.

Аспирантура и докторантура

На кафедре ведется подготовка молодых научных кадров по направлению «Экономика минерального сырья», как очного, так и заочного видов обучения. Диссертационные работы носят прикладной характер и выбираются исходя из требований нужд производства.
Необходимо отметить, что научно-исследовательская работа кафедры ведется в тесном сотрудничестве с различными научными организациями и институтами: Институтом геомеханики и освоения недр и Институтом экономики НАН КР, ОАО Кыргызалтын.
В настоящее время на кафедре обучаются два аспиранта, готовится две докторские диссертации к защите.

Связь кафедры с производством

Кафедра сотрудничает с ОАО «Кыргызалтын», АО «Кыргыз Тооташ», Институтом геомеханики и освоения недр НАН КР, Институтом экономики НАН КР, шахтой Джыргалан. Проектными организациями ПИЦ «Кен-Тоо»
и «Азия руд прект». Сотрудники этих организаций и ведомств, привлекаются к процессу подготовки экономистов — менеджеров горного производства и оказывают содействие успешному проведению учебно-производственных практик студентов, отдельные выпускники остаются работать в указанных организациях.